Липецкая область — одна из самых небольших по размеру в Российской Федерации. Вместе с тем Беларусь стабильно входит в топ-10 торговых партнеров региона. Наша страна первая в СНГ по торговому обороту с липчанами, еще в 2021 году стороны превысили рубеж в 270 млн долларов во взаимной торговле. Сегодня в Липецке говорят о готовности значительно увеличить уровень сотрудничества с Беларусью.
Идем от земли
Липецкая земля — это центр Среднерусской возвышенности, древняя граница Европы и Азии, северный предел Половецкого поля, часть российского Черноземья с эталонными почвами. Некогда сугубо аграрный регион к ХХ веку приобрел значение серьезного промышленного центра.Ставка на аграрное производство, компетенции в области металлургии и машиностроения во многом роднят экономические системы Липецкой области и Беларуси. В прошлом году эта схожесть подкрепилась ростом экспорта белорусских товаров в российский регион.
После четырехлетнего снижения отгрузки в Липецкую область возросли сразу на треть. Впрочем, даже поверхностный анализ экспортно-импортных товарных групп показывает, что потенциал сотрудничества у двух экономик гораздо серьезнее.
С белорусской стороны в Липецк направляются техника и оборудование, древесина и продукты. Основа импорта в Беларусь — черные металлы и изделия из них: Новолипецкий металлургический комбинат по-прежнему остается одним из флагманов промышленности региона. Казалось бы, есть рост торговли, что еще нужно?
К промышленной кооперации
И все-таки о том, что основу будущей экономики Союзного государства в большей степени должна составлять кооперация производств, задумываются и в Минске, и в Липецке. Уже в этом году на территории российского областного центра приступают к масштабному проекту.Белорусская группа «АМКОДОР» совместно с российским «Трансмашхолдингом» создает в Липецке не просто предприятие — отдельный кластер машиностроения.На базе прекратившего существование некогда мощного тракторного завода «АМКОДОР» наладит производство линейки своих тракторов вместе с прицепной техникой.
— К 2030 году мы должны выпускать 10 000 единиц: пять тысяч прицепной, пять тысяч тракторной техники ежегодно, — говорит генеральный директор ООО «АМКОДОР-ЛТЗ» Александр Григоренко. — Уже в этом году стартует крупноузловая сборка прицепов, на втором этапе завод будет производить широкую линейку тракторов «АМКОДОР», в итоге мы намерены создать кластер, который будет выпускать весь комплекс машин, механизмов и узлов — от плугов и сеялок до трансмиссии и трактора мощностью 500 л.с. с локализацией производства около 90 процентов. Ориентировочное количество создаваемых рабочих мест — 3500.
Для Липецка это производство знаковое: липчане воспринимают проект как историческую справедливость — восстановление градообразующего предприятия.
Руководство нового завода смотрит несколько дальше — спрос на продукцию ожидается по всему российскому Черноземью: только Липецкая область в прошлом году закупила различной техники на 64 миллиона долларов. Поддержка проекта в регионе — колоссальная, говорят в дирекции нового завода. Губернатор Игорь Артамонов заявил о выделении субъекту хозяйствования льготного займа на полмиллиарда российских рублей, а общий объем инвестиций составит 40 миллиардов. В ближайшее время ООО «АМКОДОР-ЛТЗ» должно стать резидентом местной особой экономической зоны, что принесет налоговые преференции и иные выгоды.
Одновременно новое предприятие начинает заглядывать и за рамки просто производства: ставится вопрос о создании на его базе научно-технического центра. А это не просто инженерные специалисты высокой компетенции, это еще подготовка кадров, профессиональное обучение — полное масштабирование производственных задач.
От услуг до производства
Подход Липецка к созданию совместных производств и демонстрирует серьезность намерений области в сотрудничестве с белорусами, и подчеркивает их расположенность к новым проектам.
В Липецке видят большую перспективу сотрудничества. Здесь считают, что хорошее будущее в области могло бы быть, например, у дилеров белорусских тракторов и комбайнов, готовы содействовать в организации сервиса обслуживания белорусских машин, создания складов запчастей.
Представитель Липецкой торгово-промышленной палаты в Беларуси Валерий Золотарев убежден, что, помимо совместного производства тракторов, серьезную перспективу может иметь сотрудничество в области строительства, станкостроения и инструментальной промышленности. Но пока к масштабным проектам стороны только подступаются, в Липецке взяли на вооружение стратегию малых шагов.
Дорогой побратимства
Большие надежды липчане возлагают на развитие побратимских связей с регионами Беларуси. Вопрос ставится таким образом, чтобы каждый район Липецкой области имел побратима в Беларуси. Здесь убеждены, что за знакомством, общением, обменом делегациями и культурным сотрудничеством обязательно придут экономические инициативы, пусть и локального масштаба.— Эта идея губернатора заключается в том, что крупные проекты в итоговой сумме очень красиво выглядят, они престижны, но не менее важны горизонтальные, внутренние контакты на уровне районов и отдельных предприятий,
— говорит Валерий Золотарев. — Конкретный пример. Побратимы Чечерский район Гомельской области и Тербунский Липецкой области. Во время встречи делегации договорились, и уже пошла поставка поддонов с белорусского предприятия на наш кирпичный завод. И такие, казалось бы, копеечные с точки зрения макроэкономики контракты вместе складываются в большую сумму. А потом знакомство и взаимодействие способны вылиться в большие проекты, уже не районного масштаба.
Патриотический туризм, набирающий популярность в России, как одна из возможных точек соприкосновения Беларуси с Липецкой областью, оздоровительный туризм, паломничество, спорт — все это сейчас прорабатывается и даже реализуется на низовом уровне. Тысячи нитей потенциально кооперационных связей сплетаются в полотно единого социально-экономического пространства.
korotkin@sb.by