Узнали, почему старшеклассники со всей Беларуси стремятся попасть на учебу в Национальный детский технопарк

Место любознательных

На дворе ноябрь, а в Национальном детском технопарке, созданном по инициативе Главы государства несколько лет назад, идет отбор учащихся 9—11-х классов на… март. Желающих попасть сюда на учебную смену, которая длится 24 дня, как правило, в разы больше, чем свободных мест. А их только 150. Чтобы приехать в Национальный детский технопарк, позаниматься у преподавателей ведущих вузов страны и проделать немало опытов в учебных лабораториях, умники и умницы на заочном этапе заполняют анкеты, прилагают исследовательские проекты и характеристики. Тем, кому повезет пройти на очный этап, нужно выполнить тестовое задание, затем хорошо показать себя на собеседовании и выбрать одно из 15 образовательных направлений. Сложно? Но не для тех, кто сюда попадает.

Учащиеся технопарка заняты с утра до вечера.

Образовательная среда

Национальный детский технопарк (НДТ) — это центральное звено кластера по работе с одаренной молодежью, в который входят учреждения образования, научные организации, субъекты хозяйствования, а также органы государственной власти и управления. Их цель — выявить, поддержать и помочь в становлении умным и талантливым ребятам, развить у них интерес к научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Полноправные участники кластера по работе с одаренной молодежью — учреждения дополнительного образования. Национальный детский технопарк координирует работу девяти центров технического профиля и 150 многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых функционирует 3,4 тысячи объединений по интересам технической направленности, где занимаются около 40 тысяч ребят. А на базе самого технопарка действует более 70 объединений по интересам по различным направлениям в сфере науки, техники и технологий.

У Национального детского технопарка есть два больших объекта, введенных в строй в конце 2022 года. Это учебно-лабораторный корпус и технодом — современный комплекс для комфортного проживания учащихся и иногородних гостей.

Помимо этого, Национальный детский технопарк проводит работу по формированию новой образовательной среды через поэтапное создание и развитие на базе учреждений общего среднего образования инженерно-технических центров, сообщает директор НДТ Сергей Сачко:

Сергей САЧКО.
— Такие центры, которых в настоящее время 167, становятся базой для подготовки высокомотивированных учащихся для поступления на обучение в Национальный детский технопарк. К слову, заявок нам поступает немало: в прошлом учебном году приемная комиссия рассмотрела 5847 по 15 образовательным направлениям. Конкурс на обучение составил более 3,5 человека на место.

Технопарк активно сотрудничает с учреждениями высшего образования: университеты и кафедры подключаются к реализации программы для одаренных детей и молодежи.

Кроме того, по поручению Главы государства НДТ наладил взаимодействие с отраслевыми министерствами и ведомствами.

— В январе этого года мы подписали с ними дорожные карты, — продолжает Сергей Михайлович. — На публичную защиту проектов учащихся традиционно приглашаются не только члены наблюдательного совета и представители министерств, но и руководители предприятий.
1,5 ТЫСЯЧИ ДЕТЕЙ ЕЖЕГОДНО ПРОХОДЯТ ОБУЧЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДЕТСКОМ ТЕХНОПАРКЕ
А еще учащиеся технопарка разрабатывают проекты, тематика и содержание которых соответствует запросу предприятий реального сектора экономики. Уже выполнено более 80 таких работ.
— Сегодня с нами взаимодействует более 50 предприятий. У ребят есть возможность знакомиться с их производственными процессами во время выездных занятий, экскурсий и мастер-классов. По результатам учебы в Национальном детском технопарке учащийся может получить не только рекомендацию наблюдательного совета и поступить в вуз без вступительных испытаний, лишь по собеседованию, но и целевое направление от предприятия, — добавляет Сергей Сачко. — Сейчас мы готовим дорожные карты по развитию сотрудничества отраслевых министерств и ведомств с НДТ на 2025 год.
Таким образом, в технопарке выстроена работа, которая начинается с выявления одаренного ребенка, его сопровождения через вуз и до первого рабочего места.

Заявок в Национальный детский технопарк поступает немало: в прошлом учебном году приемная комиссия рассмотрела их 5847 по 15 образовательным направлениям. Конкурс на обучение — 3—4 человека на место.

На высшем уровне

Когда Национальный детский технопарк только начинал свою деятельность, у него не было столько площадей, как сегодня. В настоящее время учреждение располагает двумя большими объектами, введенными в строй в конце 2022 года. Это учебно-лабораторный корпус и технодом — современный комплекс для комфортного проживания учащихся и иногородних гостей.

— В учебном корпусе работают лаборатории 15 образовательных направлений, в которых подключены сотни единиц оборудования. В них собрано все необходимое, чтобы ребята могли осуществить тот или иной проект. Перечень технического оснащения формировался высшими учебными заведениями, и мы смогли все приобрести. Сегодня это самые современные лаборатории, — уверяет Сергей Сачко. — Причем свои идеи ребята могут воплощать при поддержке преподавательского состава высших учебных заведений: у нас работают не только наши сотрудники, но и более 100 наставников вузов.

Интересуемся у заведующего отраслевой лабораторией медицинской техники научно-производственного унитарного предприятия «Научно-технический центр «ЛЭМТ» БелОМО», доцента кафедры лазерной физики и спектроскопии физического факультета БГУ Дмитрия Горбача, насколько подготовленными приходят ребята на образовательные смены. В частности, по направлению «Лазерные технологии», которое он ведет.

— Школьный уровень предполагает поверхностное знакомство с лазером. Возможно, в курсе «Оптика» он и упоминается, но неглубоко. Только если учитель не является большим приверженцем и не уделит достаточно времени этому направлению. Поэтому нам необходимо сформировать базу знаний, чтобы ребята не просто выполняли какие-то проекты, а сами искали пути их создания: что они будут исследовать и почему там нужен лазер, — отвечает Дмитрий Владиславович. — Цель нашей работы — заинтересовать. Показать ребятам, что это может быть увлекательно — заниматься исследованием, искать что-то новое. Плюс продемонстрировать, как можно реализовать какой-то проект и, возможно, запустить его в жизнь.

Преподаватель Дмитрий ГОРБАЧ считает важным показать ребятам, что исследовательская работа может быть очень увлекательной.

Это интересно

— Была по-хорошему в шоке, когда впервые оказалась в Национальном детском технопарке, — признается 11-классница средней школы № 1 города Чаусы Алиса Павленко. — Здесь все новое, технологичное. Отличная база, великолепная атмосфера учебы!

Сейчас она завершает вторую образовательную смену в НДТ по направлению «Природные ресурсы». О технопарке узнала из программы «Школа активного гражданина». Друзья, зная ее успехи в районных олимпиадах по химии, биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам, посоветовали побороться за место в таком престижном учебном учреждении.

— В этом году отучилась на июньской смене, после которой получила право заниматься дистанционно. В конце октября завершила такое обучение и приехала сюда снова, — рассказывает Алиса.

Алиса ПАВЛЕНКО.

После окончания школы она планирует поступать в вуз на специальность, связанную с химией и биологией:

— Все будет зависеть от того, как напишу ЦТ и ЦЭ. Запасной план — взять рекомендацию от наблюдательного совета технопарка, чтобы не беспокоиться и поступать лишь по собеседованию. Рассматриваю Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова БГУ либо факультет горного дела БНТУ.

Одиннадцатиклассник средней школы № 6 города Рогачева Владислав Довыдов впервые побывал в Национальном детском технопарке в 2022-м и отучился по направлению «Электроника и связь». В прошлом году выбрал другой профиль — «Нанотехнологии». После окончания смены отучился дистанционно, а сейчас продолжает заниматься очно по этому же профилю.

— У нас город небольшой, но хочется узнавать что-то новое, заниматься на технически оснащенной базе, а у Национального детского технопарка она лучшая в стране, — говорит Влад.

Молодой человек, в школе средний балл которого 9,4, не единожды занимал призовые места на различных конкурсах технической направленности по радиоэлектронике и робототехнике Беларуси, России, СНГ.

— Поступать планирую в БГУ на факультет, связанный с физикой. В будущем хотел бы заниматься научной деятельностью, — сообщает он.

Владислав ДОВЫДОВ в будущем намерен связать свою жизнь с наукой.

Ноль минут свободного времени

Во время 24-дневной образовательной смены ребята живут в технодоме, с родными общаются лишь по телефону. В технопарке работает система детского самоуправления. Она способствует социализации, помогает ребятам приобрести новые знания, умения и навыки. Вместе с тем к каждой группе прикреплен воспитатель.

Виталина ШУЛЬГИНА.
— Утром к 9:00 приводим джуниоров, как мы их называем, в учебно-лабораторный корпус, где они занимаются до 12:45. Затем отводим в технодом на обед, после чего отправляем на учебу в школу. Там они находятся до 17:30, — знакомит с расписанием учащихся технопарка воспитатель Виталина Шульгина.

После школы старшеклассники возвращаются в технодом. Внеучебные мероприятия образовательных смен Национального детского технопарка включают коллективные творческие дела и открытые лектории, творческие и досуговые мероприятия, волонтерские и трудовые акции.

— На смене проходят конкурсы презентаций профилей, видеотреллеров, а завершается все фестивалем детских инициатив, в рамках которого мы поднимаем какую-нибудь социально-значимую тему, — отмечает воспитатель.

В выходные дни ребята занимаются спортом: посещают бассейн, спортивный и тренажерный залы, участвуют в спортивных соревнованиях. Плюс выполняют стратагемы — небольшие задания от воспитателей. 

— Экскурсии по знаковым местам, встречи, форумы, конкурсы… У ребят все расписано по минутам, ни одной свободной, — смеется Виталина Шульгина.

Словом, за три с хвостиком недели умники и умницы получают очень много знаний, впечатлений и эмоций, которыми потом активно делятся со сверстниками и родными.

Девятиклассница Яна ГОЛУБЕВА из города Добруш и одиннадцатиклассник Михаил КОНОНЕНКО из агрогородка Новая Гута Гомельской области.

КСТАТИ

В этом учебном году в Национальном детском технопарке реализовано 11 новых учебных программ, обновлено содержание 28 уже существующих в соответствии с направлениями развития отечественной экономики.

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Выпускники Национального детского технопарка, получившие рекомендацию наблюдательного совета для поступления в любой университет страны без экзаменов, могут выбирать специальность по душе из 270 позиций. К следующей вступительной кампании планируется расширить список и внести в него специальности медицинских вузов.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter