Имя белорусского художника, музыканта и коллекционера Олега Орлова можно использовать как синоним слова «противоречие». Это становится понятно, как только набираешь в поисковике его фамилию и читаешь биографию. Он исполняет композиции в стиле готик-данс и восстанавливает иконы. Ведет яркую светскую жизнь, но уже почти 40 лет женат на одной женщине, которую встретил еще в колледже. У него нет художественного образования, но его картины отлично продаются, выставляются и востребованы у зарубежных коллекционеров. Его дом заставлен антиквариатом, но он без страха приглашает гостей и не придерживается утверждения «счастье любит тишину». А еще ездит на Bentley и подкармливает всех дворовых котиков в округе. Заглянем к нему в гости?
Полифония красоты и звука
Еще никогда встреча с героем не развивалась для меня столь неожиданно: переступила порог жилого дома, а оказалась в музее. Первая реакция — оцепенение. Каждый квадратный метр заставлен массивными буфетами, резными шкафами, золотыми часами, витиеватыми канделябрами, хрупким фарфором. Даже в уборной — шикарные картины в рамах. Взглядом цепляюсь за часы, которые, кажется, только что доставили аккурат из королевских покоев, интересуюсь стоимостью. Олег Орлов бережно проводит ладонью по лакированной поверхности:
— Люблю старинные часы, у меня коллекция из 150 экземпляров. Даже когда выключается электричество, они идут. Их звучание напоминает стук сердца. Каждый час, когда все начинают бить в унисон, в доме случается полифонический концерт. Конкретно эти выполнены в технике французского мастера Буля, при их изготовлении использовали экзотические материалы: слоновую кость, металл, панцирь черепахи, эбеновое дерево. Стоят как новый люксовый внедорожник.
После этих слов начинаешь чувствовать себя слоном в посудной лавке — как бы чего ненароком не задеть. А еще распирает любопытство: неужели не страшно показывать такое роскошество чужому взору?
— В случае чего в течение трех минут приедут «правильные парни» — проверял несколько раз, — смеется хозяин. — Кроме этого, на сервер постоянно выгружается информация с восьми камер. Но я в этом вижу не роскошь, а красоту. Я открытый человек, можете спрашивать все что угодно. А на ваш вопрос отвечу так: знаю, что когда-нибудь умру. Боюсь только Бога. Я не просто верю в него, я знаю, что он есть. Поэтому просто живу, без оглядки.
— Раз позволили, спрошу: откуда ваш основной доход?
— Никакой тайны нет: с кисточек и красок.
Кукла Марго — талисман музыкального коллектива: ездит на все концерты и снимается в клипах.
Неповерхностное мышление
Олег Орлов не только художник, но и реставратор. Не каждый мастер кисти возьмется за борьбу со временем, но оценивается этот труд достойно. За 30 лет он вернул к жизни около 1500 старинных икон. А еще восстановил восемь работ Айвазовского для московского коллекционера. Также «из-под его пера» вышли десятки обновленных работ русского художника Юрия Клевера — не поленитесь заглянуть в интернет, чтобы посмотреть, какую непревзойденную технику реставратору удалось повторить.
— Живописи профессионально не учился, — шокирует собеседник. — Помешали «доброжелатели» — те, кто сегодня бегает с бчб-тряпками. Мой путь простым не назовешь. Сразу познакомился с несколькими художниками, смотрел, как они работают, но творческие люди неохотно раскрывают секреты. Начал много писать с натуры, читал литературу. А потом в течение нескольких лет каждый мой выходной начинался с похода в Национальный художественный музей. Ходил кругами по залам.
Усадьба Орловых выглядит необычной и запоминающейся
Реставрация — глубокий пласт знаний. Олег Орлов, например, технику художника Александра Исачева освоил, как он говорит, на сто процентов. Но напиши он сегодня картину — опытный глаз сразу определит «свежее» произведение. Чтобы краска начала светиться, надо не менее 30 — 50 лет, объясняет мастер. Олег берет в руки картину, которую сейчас реставрирует, и предлагает внимательно к ней присмотреться:
— Многие художники использовали лессировочную технику — это когда накладываются почти прозрачные слои краски друг на друга. Прародитель техники — Леонардо да Винчи. «Джоконда» создана по такой схеме: в ней не меньше 200 слоев и каждый светится один из-под другого. Создается потрясающий стереоэффект. Когда люди видят «Мону Лизу» и плюются — что ж в ней такого?! — они просто не понимают волшебства. Многослойность — апогей достижений известного итальянца. Поэтому, когда берешься за картину XV века, будь готов сразу сделать не финальный слой, который на поверхности. Ты должен повторить шедевр слой за слоем, уловить физику работы, считать мысли и чувства рисующего несколько столетий назад. Кропотливейший труд: когда глаза от напряжения наполняются кровью, а пальцы к концу дня сковывает судорога.
Любви надо учиться у великих
Последние годы к реставрации присоединилась и жена Олега. Супруг нахваливает вторую половину, мол, идеально считывает цвета, прописывая самую неуловимую игру оттенков. Татьяна как раз подходит к мужу и предлагает нарезку овощей.
Часы, выполненные в технике Буля. При их изготовлении использовали экзотические материалы.
— У вас правильное питание? — интересуюсь.
— Чего у нас только не было! — смеется она. — Десять лет не ели мясо. Был период, когда не смотрели телевизор.
— Михайловна, а помнишь, как на досках спали? — подтрунивает Олег. — Сейчас у нас в рационе ноль муки, сахара и крахмала, свинину тоже не ем, только сало. Не каждая жена выдержит мои эксперименты.
— И особенно уборку — столько поверхностей от пыли надо очистить, — вставляю свои пять копеек.
— Да, могу поворчать, особенно когда ночью приходится после гостей убирать, а у нас они могут и до четырех утра засидеться, — хозяйка не кривит душой. — Зато когда прихожу в обычную квартиру, сразу чувствую себя как в больнице. Кстати, несмотря на импозантный вид и изысканные манеры, муж не белоручка: и гвоздь прибьет, и с электричеством разберется — мы же в доме живем. Заботливый. И не только по отношению ко мне. Он как квочка над всеми. Обратятся за помощью — помогает. Я по-женски могу возразить, но, по большому счету, мое мнение особо не влияет.
Мраморный бюст Девы Марии привезен из Италии
Супруги вместе уже несколько десятков лет. Татьяна вспоминает:
— Он всегда был не такой, как все, а многие думают, что он эпатажа ради волнует и провоцирует публику. Мы познакомились в колледже электроники. Его невозможно было не заметить: когда другие кучковались, он был сам по себе. В костюме, волосы, как у Цоя, каскадом, фигура накачанная. Странный, но интересный — первые мои мысли.
А потом на картошку поехали, разговорились и поняли, что встретились родственные души. Больше не расставались. Но случалось всякое: идиллия и спокойствие сменялись бурными выяснениями отношений. Олег никогда не позволил себе поднять руку, но у него психологические методы хуже любого удара. А я по-женски защищалась: могла сметаной окропить или шампанским. Иногда тарелки летели, а муж ловко уворачивался. Но ревновать, замечаю, его стала больше с возрастом.
Съемка клипов, светская жизнь, творческое настроение — все это, казалось бы, плохо коррелируется с тихой семейной гаванью. Наперекор стереотипам Орловы скоро отметят рубиновую свадьбу. Как удалось сохранить любовь?
Футбольный мяч с автографом Диего Марадоны тоже есть в коллекции художника и музыканта
— В трудных условиях не пытайтесь предъявлять второй половине претензии. Проще всего разругаться, разбежаться и сказать «Досвидос!», — эмоционирует Олег. — Не сделаешь работу над ошибками — тот же сценарий повторишь в других отношениях. Мы изначально, вот с тех самых времен, когда появилось человечество, миллиарды раз проходили все эти истории. Нужно учиться у авторов великих произведений искусства — от поэм до музыкальных работ. Все уже случалось — смотри и делай выводы. Выход из любой ситуации есть.
Ящик красок за еду
Непосвященные люди смотрят на жизнь другого, как и в живописи, лишь касаясь взглядом поверхности, не поднимая слой за слоем, не задаваясь вопросом: а что же стоит за этим успехом?
— Нищета мне тоже известна, — Олег смотрит вдаль, словно мысленно погружаясь в те времена.
— После того как прошла первая персональная выставка работ, мои картины стали покупать. Была куча денег, и мы с Таней, молодые и горячие, покупали вареные брюки, эффектные плащи, из Юго-Запада ездили на такси в «Планету» — словом, шиковали. Но жизнь всегда учит.
Штурм Белого дома в Москве, следом дефолт. А картины кто покупает? Люди состоятельные. Но когда человек, имея миллиард, теряет половину, у него начинается истерика. Получилось так, что какое-то время картины просто не покупались. Друзья привозили мешок картошки, луковиц каких-то, и мы все это добро — на сковородочку. А если еще кусок сала добавляли — совсем кайф.
«Шедевры рождаются в муках, художник должен быть голодным…» Орлов категорически не согласен с этими мыслями. Однажды ему пришлось продать ящик красок, чтобы купить еду. Художник, который согласился их купить с условием «только в два раза дешевле, чем в магазине», месяц провозил ящик зимой в машине, а потом передумал. Олег остался и без денег, и без красок — от холода они испортились.
Вся его жизнь — метафора, это Орлов сам так говорит. Может, поэтому его авторские работы какие-то нереальные, космические. Огромные полотна, практически в человеческий рост, похожие на живописную мозаику или витраж. Картина, состоящая из сотни мелких пластинок.
— В детстве меня вдохновил глаз стрекозы, — объясняет художник.
Икона XIX века сейчас находится у художника на реставрации
Ребенком он, признается, был нетипичным. Книги заменили друзей. Дошкольником прочитал всего Майн Рида и Жюля Верна, а в первом классе — Александра Беляева с Гербертом Уэллсом. Все каникулы проводил у дедушки в Осиповичах, где бесконечно рассматривал мотыльков и паучков. Бабочки стали эталоном красоты, замечает мастер:
— Кстати, понял, что жизнь коротка, не в 40 и не в 50. А когда увидел мертвого жука, раздавленного машиной...
Смерть подарила жизнь
Дар художника зародился в нем случайно. Или, наоборот, не случайно. В 19 лет он, катаясь на велосипеде, падает с него и ударяется о бетонную плиту. С того света его возвращает друг. Вскоре Орлову начнут приходить картинки и образы, которые он зафиксирует на холсте. После его не раз попытаются обвинить: а не красивая ли это выдумка для публики?.. Но, что удивительно, на выставку тогда еще 21‑летнего пацана пришла сама Джуна Давиташвили, первый советский экстрасенс, и проговорила с ним около часа.
— Меня часто пытаются в чем-то уличить. Но усилия эти тщетны. Когда я пережил клиническую смерть, во мне родился новый человек — Таня тогда говорила, что не узнает меня. Я создал не менее сотни картин в стиле мистоэссенциализма. Это, к слову, мною введенный термин. В этих работах не самые тривиальные сюжеты, еще и авторская техника присутствует. Даже самый больной мозг не смог бы столько придумать. Но решать вам, мне фиолетово!
— Как к вам приходят эти видения? — пытаюсь понять, о чем говорит Олег.
Картина Олега Орлова под названием «Целительница Тамара».
— Напоминают сны наяву или цветной слайд. Возле нас сконцентрировано много миров, много существ — как добрых, так и посуровее, но они расположены на тонком плане. В целях самосохранения человечество заблокировало способность их видеть, разве только детям это доступно. Когда они пришли ко мне, испытал первобытный ужас. Сейчас могу и сам их вызвать, создав в своей голове управляемую тишину, — использую практику остановки внутреннего диалога. Это непросто: как-то пытался научить жену, у нее только один раз вышло.
«Потому что люблю Беларусь»
Олегу несколько раз предлагали уехать за границу. Однажды Орлов поддался на уговоры и продал абсолютно все, только холодильник остался. Семья сидела на чемоданах, но вдруг он подошел к жене и виновато сказал: «Не могу».
— Я просто люблю свою страну, — разводит руками художник. — Даже баллотировался в депутаты: снял привычный сценический костюм и надел официальный галстук.
Почему я так открыт, вы спрашивали? Еще и потому, что собственным примером хочу доказать, что в Беларуси можно достичь бесконечных высот. Подчеркиваю, бесконечных. Белорусам повезло — в нашей стране есть мощный, мудрый хозяин. Пожалуйста, трудитесь — и все получится. Но жизнь надо воспринимать как подарок. Счетчик тикает — действуй! Возможности есть!
Я в 2020‑м своим так называемым коллегам по цеху пытался объяснить: что, товарищи, вам не нравилось до августа? 90 процентов не поняли, о чем я. Все-таки наши враги и западные спецслужбы искусно владеют нейролингвистическим программированием. Мозг как операционная система, которую можно программировать, переделывать, апгрейдить. На них сработало.
— Тогда почему на вас не подействовало?
— Потому что умный. (Смеется.) Потому что люблю Беларусь. Мой дедушка — герой войны, про его историю даже книга написана. У него вся грудь была в медалях. Он меня научил любить Родину. Еще и потому, что знаю — когда-нибудь умру. Все, точка.
Одна из самых старинных икон в коллекции датируется XVII веком
Сказки мастера
В Беларуси появится первый сериал из клипов
Недавно Орлов выпустил первую часть авторского альбома «Сказки». Музыкант задумал создать сериал из клипов — сейчас занимается съемкой 11 кадров для первого сезона, объединенных одной сюжетной линией. В центре истории Олег, который перемещается из эпохи в эпоху в поисках молодой прекрасной девушки. В съемках были задействованы более 100 человек, арендованы Дворец профсоюзов и конный клуб.
Успех как таблетка
Отсутствие признания — самое сложное испытание для творческого человека
Олег Орлов считает, что непризнанность — это беда: «Сколько разрушенных судеб — спиваются люди, умирают. Все болезни от нервов. К слову, я никогда не ходил к врачам, разве что к стоматологу. Единственное, что есть в моей аптечке, — таблетка от головной боли. А чувствую себя на 21 год — знали бы вы, сколько во мне бурлит энергии!»