В годы войны с оккупантами боролись и священники

Мечом и молитвой

Документы более чем на 216 тысяч партизан и подпольщиков оцифрованы и выложены на сайт интернет-ресурса partizany.by. И этот перечень ежедневно пополняется совместными усилиями специалистов Национального архива страны и издательского дома «Беларусь сегодня». На этот раз расскажем о том, какой вклад в Победу внесли священнослужители.

На «партизанском» сайте есть документы на награждение медалью «Партизану Отечественной войны» священника Русской православной церкви Емельяна Босько. В них указано: систематически доставлял ценные разведсведения о гарнизонах противника в г. Лида и Юратишки, а также медикаменты. Провел большую агитационную работу среди местного населения, направленную на срыв мероприятий немецких властей, на укрепление веры в победу Красной армии. Является горячим патриотом советской родины, не щадил жизни в деле освобождения отчизны...

Характеристику подписали командир и комиссар партизанской бригады им. Дзержинского. А ведь еще за несколько лет до этого практически все храмы были закрыты, священнослужителей преследовали. На западных белорусских землях, возвращенных в состав БССР в 1939 году, польские власти искореняли православие.
Немецкие оккупанты, захватив Белоруссию, пытались привлечь духовенство на свою сторону, апеллируя к былым гонениям. Однако подавляющее большинство священнослужителей РПЦ остались верны родине.
Емельяну Григорьевичу было в то время уже без малого 70 лет... Помимо прямого содействия партизанам он нес прихожанам слова веры и надежды, укреплял их дух в преодолении тягот войны. И тем самым крепил веру в победу... Но как после освобождения будет расценена деятельность священника теми, кто не знаком с ее негласной стороной? Чтобы оградить Босько от возможных неприятностей, партизанское командование 5 августа 1944 года выдало справку, подтверждающую, что он был «агентом-разведчиком» с января 1943 года по июль 1944-го, проявил при этом мужество, сильную волю, являлся «верным сыном русского народа» (так в документе). Хочется верить, что эта справка, цифровая копия которой также приводится на сайте partizany.by, сыграла свою роль...

Виктор Бекаревич был потомком российских православных церковнослужителей.
В тех же краях, на запад от Минска, нес церковную службу в годы войны и священник Русской православной церкви в десятом поколении Виктор Бекаревич. В его приходе было 25 деревень, сотни верующих. И никто не предал, не сообщил оккупантам и полицаям, что он по заданию партизан собирает пожертвования на борьбу с врагом. Более 15 тысяч рублей таким образом были переправлены самолетами на Большую землю. 5100 рублей внес во всенародный фонд и сам Виктор Васильевич.

Его небогатый дом всегда был открыт для людей. Однажды постучались два изможденных мужчины — как оказалось, беглецы из лагеря военнопленных, россияне-туляки Николай Грачев и Владимир Мурашов. Нетрудно догадаться, что ждало Виктора Бекаревича за их укрывательство. А ведь у него к тому времени уже было четверо детей... Тем не менее священник обогрел и накормил беглецов, они жили у него, пока полностью не оправились. А затем ушли в партизаны.

Народные мстители также были частыми гостями у Виктора Васильевича. «По пять раз на дню», — вспоминал он. Забирались на колокольню посмотреть на результаты очередной диверсии на железной дороге, проходящей в расположенном недалеко городе Молодечно, узнать местные новости, а то и просто пообедать — знали, что никогда не откажут. Но заглядывали к служителю церкви и оккупанты. Однажды те и другие едва не столкнулись в доме священника. Заслышав треск мотоциклов, он направил партизан на чердак. А когда в горницу ввалились немцы, трехлетняя дочь-несмышленыш пролепетала, указывая пальчиком на потолок: дяди там! Благо обошлось, но седых волос у Виктора Васильевича прибавилось... Не раз прятал на груди под рясой донесения партизанских разведчиков, возвращаясь из Минска, Вилейки. И таких эпизодов было немало, о них свидетельствуют орден Отечественной войны, медали, в том числе «Партизану Отечественной войны».


Они очень пригодились после освобождения, когда вновь начались притеснения церкви. Виктор Бекаревич к тому времени служил в минском соборе Александра Невского на Военном кладбище, ныне мемориальном. Там захоронены воины-белорусы, павшие в XIX веке за свободу Болгарии, а также около 500 солдат и офицеров Советской армии, партизан и подпольщиков времен ВОВ. И вот кому-то пришло в голову под надуманным предлогом закрыть старинную церковь... Благо в то время во властных структурах было еще немало тех, кто знал священника по совместной борьбе с оккупантами. Храм удалось отстоять, он и сегодня является одной из святынь белорусской столицы.

Это подвижничество не осталось незамеченным. Русская православная церковь направила Виктора Бекаревича в Вену настоятелем кафедрального собора Святого Николая. Тут требовалось быть не просто священником — дипломатом! Ведь прихожане — потомки князей Разумовских, Трубецких, Раевских... И пусть жизнь их прошла вдалеке от России, все они были ее патриотами, вспоминал Виктор Васильевич. Через девять с лишним лет он вновь вернулся служить в храм Александра Невского в Минске.

КСТАТИ

Виктор Бекаревич был потомком российских православных церковнослужителей, упоминание о первом из которых относится к 1640 году. А сегодня уже многочисленные потомки и родные Виктора Васильевича несут верующим слово Божие, в том числе в России.

sob@sb.by

Фото из архива.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter