Вынужденное импортозамещение
Колоссальное внешнее давление, которое Запад оказывает на Беларусь, эксперты трактуют как объявленную экономическую войну. Дело в том, что в постпандемийный период резко обострилась конкуренция на мировом рынке, а сейчас идет его передел. Когда весь мир поддался коронавирусной психопатии и ушел в тотальный локдаун, Беларусь не останавливала свои производства ни на один день и развивала экономику. С таким положением дел мириться никто не хотел, и свои обиды Запад вылил на нашу страну в качестве нелегитимных ограничительных мер. Сначала сжались экспортные рынки, а позже начали разрываться кооперационные цепочки. По задумке авторов санкционных пакетов в отношении Беларуси, экономика нашей страны должна была рухнуть. Но факты говорят об обратном. Промышленность активно развивается. А непростые условия подстегнули отечественные предприятия к более активному импортозамещению. Ведь это вопрос экономической безопасности. Флагманы машиностроения эту тенденцию хорошо уловили, так как на них трудятся десятки тысяч человек. Безусловно, введенные санкции частично разрушили устоявшиеся кооперационные и производственные цепочки. Но Запад — не весь мир. И всегда на смену одним приходят альтернативные поставщики и партнеры. Так произошло и на Минском автомобильном заводе.Еще недавно большинство автобусов МАЗ выпускались с европейскими двигателями и американскими узлами. Сегодня они банально недоступны из-за введенных в отношении нашей страны нелегитимных ограничительных мер. На столичном автозаводе не отчаялись, а оперативно занялись поиском альтернативных комплектующих и их адаптации к своей продукции. В итоге за короткое время получился автобус, собранный из узлов и агрегатов, приобретенных в дружественных странах. Имя новинки — МАЗ-203047. Пассажирский автобус способен перевозить около 100 человек. Внешне он напоминает уже полюбившийся городской низкопольник большого класса МАЗ-203. Все фишки спрятаны под капотом. Здесь установлен шестицилиндровый 300-сильный турбодизельный двигатель экологического класса Евро-5 в паре с гидромеханической шестиступенчатой коробкой передач. Габариты автобуса для города оптимальные. В длину новинка достигает 12 метров, в ширину — 2,55. Трансмиссия здесь белорусского производства. Переднюю ось инженеры разработали сами, а задний портальный ведущий мост купили у фирмы из дружественной страны. Очень важно, что по качеству и характеристикам новинка так же хороша, как ее предшественник с импортными деталями. Специалисты уверены, что новинка будет востребована как на белорусском, так и на российском рынке. По характеристикам, эксплуатационным качествам и комфорту автобус не уступает своим предшественникам.
Антисанкционный автобус впервые продемонстрировали в Санкт-Петербурге в марте этого года.
Амбициозные планы
К слову, это не единственная новинка Минского автомобильного завода с использованием узлов и деталей из Беларуси и стран-партнеров. Уже сертифицированы автобусы МАЗ-203947 и МАЗ-203948 на газомоторном топливе. У них схожая агрегатная база, а также установлен турбодизельный двигатель. В планах — выпуск трех пригородных модификаций.Санкции подтолкнули МАЗ осваивать выпуск и импортозамещающей, и коммунальной техники. Недавно в Москве представлен мусоровоз МАЗ-5907С2. Он создан по результатам глубокой проработки опыта ведущих производителей специального оборудования, отличается высокой маневренностью и грузоподъемностью. Новинка способна зараз загрузить, уплотнить и вывезти на полигон около 7,5 тонны отходов.
В этом году планируется обеспечить выпуск импортозамещающей продукции на сумму не менее 4,5 миллиарда долларов.
В ногу со временем
Пандемия и неопределенность на внешних рынках не положили белорусскую промышленность на лопатки. Многие предприятия продолжают активно развивать свои производственные программы и выпускать инновационную, а главное, востребованную на рынке технику. Минский тракторный завод освоил много новых моделей. В частности, трактора с передним мостом портального типа, которые адаптированы для работы в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке, с модернизированной трансмиссией и гидравлической системой. Сейчас завод работает над беспилотным трактором с электромеханической бесступенчатой трансмиссией, который может выполнять задания, сформированные оператором по каналу удаленной связи. БЕЛАЗ постоянно работает над повышением конкурентоспособности карьерной техники, соответствующей запросам мирового рынка. Например, сегодня компания трудится над созданием экскаваторов массой 200 тонн. Уже проведены прочностные расчеты, заканчивается разработка конструкторской документации, согласовываются требования к покупным изделиям. Еще одно направление — это расширение типоразмерного ряда карьерных самосвалов с современными двигателями от альтернативных производителей. В прошлом году «БЕЛДЖИ» полностью завершил обновление модельного ряда, с конвейера сошел 100-тысячный автомобиль. В рамках программы развития электротранспорта предприятие поставило на рынок первую партию электромобилей в количестве 50 единиц.
— В этом году мы столкнулись с определенными вызовами и угрозами, — отмечает заместитель министра промышленности Александр Огородников. — Пандемия COVID-19 и введение ограничительных мер привели к нарушению устоявшихся цепочек поставок продукции. Но благодаря своевременному, а в некоторых случаях и опережающему принятию комплексных мер негативный эффект от введенных санкций удалось снивелировать. Поэтому, несмотря на все сложности, организации Министерства промышленности продолжают работу по производству и реализации продукции на внутреннем и внешних рынках. Выполняются все доведенные показатели эффективности. В этом году планируется обеспечить выпуск импортозамещающей продукции на сумму не менее 4,5 миллиарда долларов, снизить импортоемкость до уровня 33,9 процента.
Дмитрий ЯРОШЕВИЧ, заместитель министра экономики:
— В текущих условиях, чтобы сохранить позитивные тренды, развернута активная работа госорганов, отраслей и бизнеса по переориентации экспортных поставок на рынки дружественных государств. Разумеется, наиболее перспективные для нас — Россия и Китай. Суммарно в эти страны в краткосрочной перспективе может быть перенаправлено более 5 миллиардов долларов европейского экспорта. В том числе в полном объеме — продовольствие, продукция машиностроения и легкой промышленности. Облегчает данную задачу тот факт, что наши товары уже нашли своего потребителя и пользуются спросом на этих рынках. Фактически предстоит отработать, скорее всего, наращивание объемов, а не освоение новых ниш с нуля. Еще один резерв — развитие кооперационных связей между предприятиями, в том числе путем создания совместных производств по выпуску востребованных на рынке промышленных товаров. Соответствующее взаимодействие по линии отраслевых министерств и торгово-промышленных палат набирает обороты.
sichevich@sb.by