В уютных галереях Белорусской государственной академии искусств проходит выставка «Во имя будущего», посвященная Году исторической памяти. В экспозицию вошли произведения, созданные преподавателями, студентами и выпускниками академии в период с 1960‑х по 2020‑е годы. Для зрителей это прекрасная возможность посетить место художественной силы в Минске, сравнить, как известные живописцы и молодежь, еще студенты, используют в своих произведениях такой мощный культурный ресурс, как история. Для художников прошлого века, «переболевших» Великой Отечественной войной, сюжеты очевидны: в работах Александра Путейко «Край партизанский», Георгия Кочановского «Защитники Брестской крепости» или Андрея Задорина «Память» нас восхищает истинная реалистическая школа живописи.
![](/upload/iblock/a14/9pyx1ohonfyyg0on86ycduh3hbvwxvoc.jpg)
Оттеняет их драматизм работы современных авторов. Например, народный художник Владимир Товстик представил на выставке «Портрет Казимира Малевича. Взгляд сквозь время».
— Когда кругом война, не хочется говорить о войне, — отмечает мэтр. — Роль живописи — давать надежду людям, вспоминать о чем-то хорошем. Мне захотелось увековечить романтический период нашей истории, времена витебской школы УНОВИС, у истоков которой стоял наш всемирно известный земляк Казимир Малевич.
![](/upload/iblock/53a/k1681p9xs1gtiv8m0v2e1dtgcjb7bon0.jpg)
В плен тихого ровного света захватывает зрителей большой холст доцента кафедры живописи БГАИ Анны Кононовой. Изображенный здесь Храм-памятник Всех Святых своим торжественным видом излучает спокойствие среди бурь:
— Я написала картину «Светильник» в 2020 году. Художественный образ был задуман как посвящение Родине. В Евангелии от Матфея сказано о светильнике, который подобен городу, стоящему на верху горы. Он — свет мира: «…Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».
![](/upload/iblock/49b/vea9zh3fhaxkvila8ixijsnxee3v1w12.jpg)
— Наш эскизный проект, совместный со скульптором Владимиром Слободчиковым и архитектором Виктором Карако, выиграл конкурс на мемориальный комплекс в память о погибших в концлагере Береза-Картузская. В основе будущего мемориала — вознесение душ погибших.
По мнению скульптора, государство сегодня проводит немало мероприятий и творческих конкурсов, вовлекая художников в диалог об уроках истории:
— Скажем, я был недавно в отборочном жюри конкурса памятного знака, посвященного геноциду белорусского народа во времена Великой Отечественной войны. Меня приятно поразило, что в нем участвовали как молодые художники, так и мэтры. Работы были представлены очень интересные, и в свободной трактовке, и в привычной нам всем монументальной пластике.
Точно так и на сегодняшней выставке мы видим, что художники разных поколений не забывают о прошлом, все работы проникнуты уважением к истории Родины и достижениям белорусского народа.Студентка БГАИ Марта Щербич представила «Автопортрет с репродукцией»:
![](/upload/iblock/b3d/agof4wr6k2jw3n1gagdc470mng7m7my9.jpg)
— У меня в руке живая птица — это поэтический образ. А на заднем плане репродукция известного портрета Якуба Коласа кисти Владимира Стельмашонка.
Как и прозу нашего литературного классика Якуба Коласа, белорусское изобразительное искусство отличает искренность и честность. По большей части художники пишут автофикшн, правдивый рассказ о жизни, умело вплетая в него поэтические образы.Выставка «Во имя будущего» продлится до 13 января в выставочных залах БГАИ «Академия» и «Кодекс» на улице Сурганова.
![](/upload/iblock/d07/wjvj38p7p4hsrms9w8yq33rb20irk1qf.jpg)
![](/upload/iblock/1f7/va0c7fqk39u81f3r0jfgv1aa6dqmi8bm.jpg)
![](/upload/iblock/db5/4gq9s62pjzh8uuqn01b9i27nseoh4tgd.jpg)
![](/upload/iblock/4a5/rqt117k07lol144eeoz6gk0d8yax5ra5.jpg)
viki@sb.by