Университет на все времена
— Владимир Николаевич, завтра БГЭУ исполняется 85 лет. Возраст солидный, что и говорить. Какими успехами университет встречает юбилей?
— Самое главное, чем славится любой вуз, — своими выпускниками и результатами научно-исследовательской деятельности. В этом плане нам есть чем гордиться: более 50 выпуcкников БГЭУ в разное время были руководителями различных министерств — экономики, финансов, по налогам и сборам, транспорта, торговли, лесного хозяйства… Это, в принципе, закономерно, ведь в свое время вуз создавался как Белорусский государственный институт народного хозяйства. Начиная свою деятельность как небольшое учебное заведение только с образовательной миссией, мы стали достаточно крупным учебно-научным комплексом. Профессорско-преподавательский состав — а это более 80 профессоров и докторов наук и более 500 кандидатов наук — занимается серьезной исследовательской деятельностью. Сейчас наши сотрудники участвуют в разработке десяти различных госпрограмм, в крупной исследовательской госпрограмме. Впоследствии это становится основой для подготовки серьезных монографических исследований по самым актуальным проблемам экономической науки и хозяйственной практики: ежегодно наши ученые издают около 40 монографий и 50 учебных пособий. Все это позволяет говорить о том, что сегодня БГЭУ — ведущий в системе экономического образования.
— Сегодня все быстро меняется: мы уже говорим о переходе к цифровой экономике, видим перемены на рынке труда… Как университет адаптируется к таким условиям? Какие новые специальности появляются?
— На требования рынка мы всегда реагируем. Приведу такие цифры: за последние пятнадцать лет число специальностей по первой ступени образования увеличилось с 11 до 27, в магистратуре — с 6 до 27. Появились новые для нас специальности и специализации: «налоги и налогообложение», «фондовый рынок», «экономическая политика», «экономическая информатика», «международные инвестиции», «международный маркетинг»... С 2015 года именно у нас впервые стали готовить специалистов по «экономике и управлению на рынке недвижимости», с
2017-го открыли подготовку по «рекламной деятельности». Именно так мы реагируем на рыночные изменения. Конечно, хотелось бы работать на опережение, но это архисложная задача: иногда ее удается решить, иногда подталкивает спрос.
Студенты торгового факультета, сейчас это факультет коммерции и туристической индустрии
— БГЭУ стал первым вузом в стране, который с 2004 года проводит студенческие ярмарки вакансий. Подобные мероприятия позволяют оценить, насколько востребованы ваши выпускники в реальной экономике?
— С 2004 года мы не сделали ни одного перерыва: ярмарка вакансий проходит ежегодно, и университет уделяет мероприятию большое внимание. Несмотря на то что состав участников меняется каждый год, уже сформировался своеобразный костяк постоянных потребителей — это компании, которые убедились в качественном уровне выпускаемых специалистов и регулярно запрашивают кадры для себя. И самый главный показатель: с 2002-го у нас стопроцентное распределение выпускников. В этом году оно закончилось в конце апреля, более того, некоторые персональные заявки не удалось удовлетворить. В целом вуз проводит большую системную работу — постоянно усиливает контакты выпускающих кафедр с работодателями. Последние, кстати, сами заинтересованы в том, чтобы на их базе существовали филиалы кафедр. Это позволяет проводить круглые столы, приглашать ведущих специалистов на семинарские занятия. Студентам ведь интересно общаться со специалистом, который регулярно сталкивается с реальными проблемами, и совмещать теоретическую часть учебного процесса с практическим применением.
Научим всех
— Международные связи, партнерство с европейскими университетами, двойные дипломы работают на имидж вуза. Как университет развивает это направление деятельности?
— Этой работе уделяем большое внимание: мы заключили договоры о партнерском сотрудничестве со 129 зарубежными вузами и научно-исследовательскими центрами экономического профиля. Что это нам дает? Помимо усиления мобильности профессорско-преподавательского состава, обсуждения общих проблем на рынке образования, это позволяет сопоставлять учебные планы. И весьма радует, что и у нас, и за рубежом они очень родственны. Это говорит о том, что мы находимся в тренде и понимаем, куда развиваются специальности.
Еще одно направление — двойные дипломы — демонстрирует: у нас хорошее качество подготовки, которое признается за рубежом. Сейчас есть возможность получить двойной диплом — БГЭУ и Политехнического института Брагансы (Португалия), Высшей школы Миттвайды (Германия), Балтийской международной академии в Риге, Высшей школы логистики в Познани, Московского государственного университета путей сообщения. С португальскими и немецкими партнерами мы договариваемся о том, чтобы уровень оплаты за обучение у них был сопоставим с нашим. Ежегодно там обучаются 10—15 белорусских студентов. Сразу скажу: это штучный товар, у нас высокие требования к тем, кто едет учиться за границу. При этом и отзывы европейских коллег о наших студентах очень высокие.
— А вам не страшно потерять таких специалистов? Не уедут ли они потом из страны?
— Уезжают не все. Я вижу задачу в другом: мы должны думать о том, как стимулировать занятость в республике. Молодежь должна быть мотивирована остаться здесь. Сейчас Правительство проводит большую работу. Хочется надеяться, что кризис миновал и экономика будет расти хорошими темпами, а значит, будут расти и личные доходы.
— Конкуренция среди абитуриентов за место в БГЭУ сегодня высокая?
— Вы правильно сформулировали вопрос: действительно, уместнее говорить не о проходном балле, а именно о конкуренции. Сегодня все очень прозрачно: ребята видят, куда и с каким баллом они проходят. Но вот что меня беспокоит: сейчас у нас большой разрыв между проходным баллом на бюджетную и платную формы обучения. Чтобы поступить на бюджет, нужно набрать 300—370 баллов и выше, для учебы на платном достаточно 150—230 баллов. При этом мы формируем единые группы, и профессорско-преподавательскому составу приходится прикладывать немало усилий, чтобы подтянуть одних и не опустить уровень знаний других.
— Один из показателей успешности вуза на образовательном рынке — привлечение иностранных студентов. Как БГЭУ справляется с этой задачей?
— Действительно, не зря же считается, что отсутствие иностранцев в вузе — признак не совсем качественного образования. Сегодня у нас обучается более 700 студентов из 26 стран мира. Максимум, который мы можем принять, — 800—900. Сейчас мы делаем ставку на развитие магистерских программ и аспирантуры для иностранцев.
Занятия по русскому языку для иностранных студентов, 2018 год
— Президент обращал внимание на то, что экономике нужны энергичные и профессиональные управленцы. Выпускники БГЭУ соответствуют этим требованиям?
— По определению молодежь — это пассионарии, ребята с большими желаниями и стремлениями. При этом страхи и ожидания рисков для них вторичны. Задача педагогов — направить энергию студентов в нужное русло: на приобретение востребованных специальностей, воспитание патриотизма. Я не вижу в новом поколении инфантилизма, что меня радует. Иногда, правда, смущают чрезмерная самоуверенность и отсутствие пиетета перед авторитетами. Но очевидно, что молодежь очень активная и с ее помощью мы можем добиваться больших результатов в экономике.
«Нам нужно было отойти от пропасти»
— Владимир Николаевич, вы были министром экономики с 1996 по 2002 год. Время — особенно середина 1990-х — довольно сложное. Как страна выходила из кризиса? Лично вам тяжело было?
— Это был чрезвычайно сложный и лично для меня, и для экономики период. За 1991—1995 годы ВВП упал на 35 процентов, жизненный уровень людей заметно снизился. Это была катастрофа, такая ситуация сопоставима с ситуацией в государстве, ведущем военные действия. Задача стояла конкретная — остановить падение и найти механизмы, которые для начала просто стабилизировали бы положение. Нам нужно было отойти от пропасти. С 1995 до 2000 год Минэкономики совместно с Минфином, Нацбанком вырабатывали элементы стабилизации экономических процессов. После большого кризиса 1998-го стало понятно: необходимы другие задачи. И действительно, мы одними из первых в СНГ начали плюсовать по уровню ВВП, первый прирост экономики получили уже в 1996-м. При этом были другие негативные процессы. Например, гиперинфляция. Скажу так: кто угодно может сейчас это осуждать, но при отсутствии финансовых ресурсов другого пути развития экономики не было. И практика показала: это был реальный инструмент, который в то время сработал.
Лично для меня как для профессионала и исследователя (а я пришел в Минэкономики, будучи сформированным ученым, доктором наук) это был крайне интересный период времени. Хотя сегодня никому из близких я не пожелал бы оказаться в такой ситуации: работа была сложная и напряженная. В то же время опыт тех лет позволяет сейчас спокойно, взвешенно и быстро оценивать кризисные ситуации, которые происходят в наше время.
Вид на перекресток улиц Свердлова и Кирова, слева — недостроенное здание нынешнего 5-го корпуса БГЭУ
— В 1996 году состоялось первое Всебелорусское народное собрание, на котором представили Программу социально-экономического развития страны до 2000 года. Вы были делегатом и одним из ее разработчиков. Как считаете, именно поставленные задачи стали толчком для роста?
— Вы знаете, не раз доводилось слышать от некоторых коллег определенный сарказм относительно подобных документов. Я бы этого не рекомендовал делать. Целеполагание и формирование программных механизмов для достижения конкретных задач — это очень жизненный и реальный инструмент. Этим занимается любое общество и государство, особенно догоняющее и перегоняющее. Когда западные страны развиваются с темпом 3—4 процента в год, их трудно догнать, если нет опережающего темпа в 10—12 процентов. Только так мы можем сократить разрыв. Но делать это очень сложно: белорусская экономика, во-первых, довольно малая, во-вторых, открытая. Получить такие темпы можно, только грамотно работая на уже освоенных рынках и завоевывая новые. Одновременно необходимо формировать новую структуру экономики, которая позволит войти в конкурентный рынок. Поэтому сейчас нужно развиваться значительно быстрее, чем западная экономика.
— Можно сказать, что сейчас стало проще, чем было 20 лет назад? Взять ту же инфляцию, например. Впервые за всю историю суверенитета удалось достичь ее минимального значения по итогам прошлого года.
— Да, что касается инфляции, прошлогодний результат — 4,6 процента — стал рекордным для страны. Это, безусловно, большое достижение Правительства. При этом каждое время сложно по-своему. Новый масштаб экономики порождает новые проблемы, которые ничуть не слабее тех, что были. Другое дело, что сейчас нет таких проблем-катастроф, как 20 лет назад. Сегодня мы говорим об уровне заработной платы в эквиваленте 500 долларов, а тогда мы начинали с уровня 20—25 долларов.
В БГЭУ всегда учились и работали творческие люди. Сегодня 2 вокальных коллектива вуза носят звание «Народный»
— Вы являетесь членом межведомственной комиссии по вопросам присоединения к Всемирной торговой организации. Переговорный процесс идет уже давно, и пока среди стран ЕАЭС мы единственные, кто не вступил в ВТО. Поделитесь своей позицией на этот счет.
— Если мы хотим выйти на внешний рынок, нужно знать и использовать правила этого рынка, иначе туда никогда не попадем. При этом сложность состоит в том, что у страны есть свои интересы, которые ВТО не всегда учитывает. А мы на данной стадии поступиться ими не можем, иначе провалимся. Кроме того, на вступление в организацию всегда влияла и санкционная политика. Напомню, мы длительное время находились под серьезными санкциями. Причины замедления переговорного процесса крылись не только в экономических процессах, но и политических.
Я так скажу: главное — не просто вступить в ВТО, а сделать это грамотно. То есть таким образом, чтобы не было ущерба для национальной экономики. Я вижу, что Правительство именно это ставит во главу угла и очень тщательно отрабатывает со всеми потенциальными партнерами условия вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию.
Кайф от умных глаз
— Владимир Николаевич, вы родились в семье учителей, окончили МГУ имени Ломоносова, занимались наукой, возглавляли министерство, а сейчас руководите ведущим экономическим вузом страны. Вы разделяете понятия «педагог» и «экономист» или для вас это части одного целого?
— В этих понятиях много общего: педагогика связана с экономическими дисциплинами. С другой стороны, занимаясь научной работой, ты перестаешь быть педагогом и становишься исследователем.
— А от чего вы, уж простите за такое вольное выражение, ловите кайф?
— Я ловлю кайф, когда вижу умные, горящие, интересующиеся глаза. А еще, когда мои ученики пишут хорошие квалификационные работы — кандидатские, докторские диссертации. Я их читаю и получаю удовольствие. Этим я горжусь, пожалуй, больше всего, поскольку подготовка высококвалифицированных кадров в педагогической и исследовательской деятельности считается высшим пилотажем. Когда у человека есть научная школа и он гордится своими учениками, которые становятся весьма успешными и известными в своей профессии, понимаешь, что жил недаром.
— Как вы отдыхаете?
— Как говорит мой приятель, мы относимся к тому поколению, которое не научено отдыхать. Дачи у меня сейчас нет, поэтому после мелких дел по дому читаю, пишу, думаю. Люблю перечитывать хорошие книги. Как показывает практика, в разные отрезки времени одно и то же произведение воспринимается по-разному. Перечитайте, например, «Окаянные дни» Ивана Бунина в другом возрасте: вы увидите, как по-разному воспринимаете текст.
— Спасибо вам за интересную беседу. Поздравляю в вашем лице весь университет с юбилеем!
— Спасибо! Позвольте и мне со страниц вашей газеты поздравить коллег, студентов, ветеранов, всех выпускников БГЭУ предыдущих лет с этой датой. Хочу пожелать крепкого здоровья, долгих и счастливых лет жизни, творческих успехов! А молодежи отдельно пожелаю: учиться, учиться и учиться, чтобы добиться больших жизненных результатов. Успешных примеров у нашего студенчества очень много. Они могут стать не только государственными и общественными деятелями, но и крупными бизнесменами, открывать новые рабочие места, улучшая собственное благосостояние и благосостояние всей страны.
Родился 29 ноября 1948 года в Запорожской области (Украина)
1972 окончил МГУ имени Ломоносова по специальности «экономическая география»
1982-1989 проректор Гомельского кооперативного института Центросоюза
1989-1995 заместитель директора по научной работе НИИ экономики Госплана
1996—2002 министр экономики
С 2002 ректор БГЭУ
konoga@sb.by
Фото Александра СТАДУБА и из архива БГЭУ