Опытом БГУ в области инновационного образования заинтересованы в Китае

Белорусскими подходами к образовательному процессу заинтересовались в Китае: ректор БГУ Андрей Король во время официального визита делегации БГУ в Китай провел серии методических семинаров по применению инноваций в образовании. Эти методы построены на системе эвристического образования на основе диалога. Участниками семинаров стали преподаватели белорусско-китайского Института инновационного образования под эгидой БГУ (ИИО), представители научно-исследовательских институтов научно-технического района Ячжоу Бэй, сообщает пресс-служба БГУ.

Авторский курс Андрея Короля «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» построен на более чем 25-летнем научном опыте и знаниях в области эвристического обучения. Главным его предназначением являются создание условий по подготовке студентов с учетом их уникальности и индивидуальности, помощь в самореализации и определении своей миссии. Как отметил в выступлении Андрей Король, новая реальность требует от общества нестандартных решений, оригинальных идей, умения действовать в непредвиденных ситуациях. Сформировать такие навыки при традиционном монологичном образовании, где смыслы и цели заключаются в передаче достижений и накопленного опыта человечества от учителя к ученику, невозможно. При таком подходе обучающийся рассматривается как «чистый лист», который нужно заполнить мелким почерком. Следуя мысли ректора БГУ, все ученики разные, опыт передать нельзя: он взращивается изнутри.

«Риск передаточного подхода видится в появлении подражающего человека, утрате инаковости, способности сравнить себя с другими», — пояснил Андрей Король. Монологичное образование усиливает массовые и одинаковые качества людей, с искажением видящих мир. Монолог в мышлении и общении увеличивает стереотипы и иллюзии, приводит к радикализму, насилию и утрачиванию исторической памяти.

Ректор БГУ рассказал участникам семинаров про особенность эвристического подхода в обучении. Проявляется он в создании учеником своего образовательного продукта, отличного от результатов других обучающихся, а не в получении готовой информации. Андрей Король пояснил механизм трехступенчатой работы над продуктом. Изучение действительности, сопоставление своих результатов с культурно-историческим аналогом и достижениями человечества, получение материального и внутреннего результата составляют основу эвристического обучения. В диалоге «своего» и «чужого» ученик учится ставить цели, задавать вопросы, рефлексировать. Как итог он одновременно получает материальный результат в виде эссе, графиков, сочинений и внутренний результат в виде приращения навыков креативности, познавательности, способности правильно ставить вопросы.

В технологии эвристического обучения на основе диалога вопрос ученика, а не учителя является главным методологическим и методическим инструментом в создании своего собственного образовательного продукта. Научить ученика задавать вопросы — путь к развитию креативной, нравственно зрелой личности, способной к самоизменениям и администрированию своего образовательного, а потом и жизненного пути.

Андрей Король пояснил, что для индивидуализации процесса обучения нужен преподаватель с эвристическими компетенциями. Данным запросам отвечает организационно-деятельностный курс. Его проведение предусматривает работу на трех семинарах: «Поиск человека в образовании: диалог и эвристика»; «Как разработать и провести занятие эвристического типа»; «Методика разработки эвристического интернет-занятия». Организационно-деятельностная форма семинаров основана не на традиционном «слушании», а на «делании»: каждый участник через постановку собственных целей разрабатывает свой образовательный продукт (например, комплекты эвристических заданий, сценарии занятий, критерии оценивания и пр.), осваивает технологию создания открытых заданий, технологию эвристического обучения в рамках учебных программ по различным дисциплинам, в том числе в дистанционном обучении.

По итогам организационно-деятельностного курса преподаватели получат методические рекомендации автора курса по разработке открытых заданий, очных и дистанционных занятий эвристического типа. Также Андрей Король даст оценку практическим разработкам в соответствии с тематикой семинара для их дальнейшего применения на занятиях.

Как пояснил автор курса, преподаватель после обучения на семинарах — уже другой преподаватель. Он создает новое содержание обучения, меняется сам, готов действовать нестандартно, развивает свои познавательные, креативные, арт-деятельностные качества. «С таким «багажом» он способен помочь студенту проявиться, раскрыться и реализоваться», — резюмировал Андрей Король.

Фото предоставлены пресс-службой БГУ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter