Об этом заявил директор Национального центра правовой информации Андрей Мательский, пишет БЕЛТА.
"В нашем законодательстве вопросы проведения общественного обсуждения наиболее важных и значимых проектов закреплены достаточно давно. И у нас уже несколько лет такая практика проводится. В частности, за 2021 год и истекший период текущего года на Правовом форуме Беларуси (а этот сайт закреплен законом в качестве единой основной площадки для обсуждения проектов нормативных правовых актов) мы провели обсуждение 288 проектов нормативных правовых актов. Это не только законопроекты и акты Главы государства, это и постановления Правительства, министерств. Они могут затрагивать интересы граждан, могут быть посвящены техническим вопросам. Тем не менее орган принимает решение о проведении такого обсуждения и присылает нам такой документ для размещения на Правовом форуме Беларуси", – сказал Андрей Мательский.
По его словам, анализ обсуждения этих 288 проектов показал, что в среднем по ним получено по шесть откликов граждан. "Если разделить все отклики на 288, то их получается 6. То есть относительно немного. Но мы впервые в последней истории увидели такую активность, когда собирали предложения по Конституции. Эта работа выходила за рамки общественного обсуждения, мы собирали предложения любыми способами и каналами, не только на сайте. Была достаточно высокая активность граждан по содержанию Кодекса об административных правонарушениях. И сегодня мы видим тоже высокую активность. Встречи, диалоговые площадки, общение с трудовыми коллективами. На мой взгляд, хорошо отработали СМИ. Когда действительно все вопросы, связанные с содержанием этих документов, очень хорошо обсуждались людьми, очень доступно и понятно эта информация отражалась. Поэтому мы и увидели активность", – отметил директор НЦПИ.
Общественное обсуждение нормативных правовых актов уникально. "Когда у людей имеется возможность прийти, обсудить, послушать, задать вопросы и вместе выработать какие-либо общие подходы, это действительно уникальный опыт, который заслуживает внимания. И такого на постсоветском пространстве мы на сегодняшний день не видим. И мы со своей стороны в центре уже думаем о техническом компоненте совершенствования этого ресурса. Чтобы сделать его еще более наглядным и доступным, еще более удобным для наших граждан", – подчеркнул Андрей Мательский.
"В практике применения норм права часто встречается ситуация, когда от нормы до ее практического воплощения длинный шаг, – дополнил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов. – Так вот здесь как раз шаг у нас очень короткий. И это самое главное. Есть правовое регулирование порядка, целей и задач публичного обсуждения нормативного правового акта. И шаг к его внедрению, с включением всех возможных элементов этого публичного обсуждения, у нас короткий. И это плюс".
Законопроекты "О Всебелорусском народном собрании" и "Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь" были вынесены на общественное обсуждение с 24 октября и размещены в специальных темах на Правовом форуме Беларуси. Свои замечания и предложения по двум законопроектам можно было высказать по 2 ноября.
Мательский: общественное обсуждение нормативных правовых актов – уникальный опыт Беларуси
Фото:
Алексей ВЯЗМИТИНОВ