![](/upload/iblock/a59/a59066ebed125defa7099a6b55ca3cb1.jpg)
При этом в Минске также на прошлой неделе прошел «круглый стол» спортивных маркетологов, собравший около 25 человек. Люди пришли по собственной инициативе, и это похвально, хотя досадно, что многие из них представляли клубы с непрофессиональным ведением дел, а на мероприятии не было ни одного спикера с именем. Считаные единицы из участников упомянутого мероприятия обладали дипломом или значительным опытом работы в маркетинге. По сути, сегодня маркетологом называют себя и жук и жаба, некоторые из них при этом еще и делятся своим опытом с коллегами. А на каком основании? Мы не идем к стоматологам без диплома и не допускаем за руль неаттестованных водителей. Зато судьбу клуба, который зачастую представляет город либо предприятие с мировым именем, мы доверяем маркетологам–самоучкам. Среди них — только что завершившие карьеру бывшие спортсмены, родственники близких к клубу людей, люди с опытом в продажах (но не маркетинге)... Настоящих обученных маркетологов можно пересчитать по пальцам.
А потом жалуемся, что люди не идут на трибуны. Но как им идти, если маркетолог делает афиши и затем просто сидит, как известный «ждун» в ожидании зрителя, не изучая комплексно аудиторию, загоняя в минус фирменные магазины и имея лишь смутное представление о налогообложении, обороте средств, лучших поставщиках атрибутики, работе с болельщиками. Поэтому хочется порекомендовать спортивным клубам: берите на работу профессиональных маркетологов и пиарщиков, пусть даже без опыта работы в спорте. Если человек любит спорт, то он без труда втянется в работу в короткие сроки. Время показывает: энтузиасты могут сдвинуть работу с мертвой точки на какое–то время, но приблизить ее к серьезным стандартам им, увы, не под силу. Поэтому хватит поверхностно относиться к найму специалистов в ваши отделы маркетинга и пресс–службу. Это в ваших же интересах, это ваше лицо и ваш имидж. И не только. Хотелось бы, чтобы спортивная отрасль со временем получила серьезный кадровый резерв в этой сфере. Потому что пока — дефицит.
Иван КАРАИЧЕВ, специалист по связям с общественностью, преподаватель спецкурса по спортивному PR в БГУ.