МАРТ: потребители в большей степени жалуются на нарушения их прав в розничной торговле

Потребители в большей степени жалуются на нарушения их прав в розничной торговле. В том числе при покупке товаров в интернет-магазинах. Об этом sb.by сообщили в пресс-службе Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

В январе-июне 2021 года МАРТ и исполкомы рассмотрели 5 237 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей. Это на 2 процента больше, чем за аналогичный период 2020-го. При этом число обращений, рассмотренных исполкомами Гомельской, Минской, Могилевской областей, администрациями районов Минска и Минским горисполкомом, увеличилось. Традиционно больше других жалоб поступает в Мингорисполком и администрации районов Минска – здесь дали ответы на 36 процентов замечаний граждан от общего количества. Еще 15 процентов случаев изучили исполкомы Могилевской области, 11 процентов – Брестской, 10 процентов – Минской. На долю каждого из оставшихся регионов пришлось менее 9 процентов.

– По-прежнему сферой деятельности, на которую в большей степени жалуются потребители, остается розничная торговля, в том числе продажа товаров посредством интернет-магазинов. В первом полугодии 2021 года по вопросам, связанным с продажей товаров, поступило 40 процентов от общего количества обращений. Еще 28 процентов касалось вопросов защиты прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. 8  процентов касалось бытового обслуживания населения и услуг сервисных центров.  В 14 процентах случаев речь шла об услугах перевозчиков автомобильным транспортом, медицинских, транспортных, туристических, услуга связи и других. В 2 процентах – об услугах общественного питания. 8 процентов обращений касалось иных вопросов, – озвучили данные в МАРТ.

По результатам рассмотрения письменных и электронных обращений потребителям возместили материальный ущерб в досудебном порядке на сумму 373,9 тысячи рублей. По неразрешенным в досудебном порядке вопросам исполкомы подали 80 исков в суд о защите прав потребителей. Также для защиты нарушенных прав покупателей составлен 241 протокол об административных правонарушениях, вынесено 130 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. 

– Для предупреждения нарушений изготовителям, продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа, – подчеркнули в ведомстве.

Анализ обращений граждан по защите прав потребителей показывает: наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с покупкой непродовольственных товаров, например, мобильных телефонов, бытовой техники, мебели ненадлежащего качества и/или невозможностью их возврата. В топе также жалобы на нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара, предоставление недостоверной информации о товарах, работах, услугах, в том числе на сайтах интернет-магазинов. Плюс – на невозможность возврата товаров надлежащего качества, приобретенных во время проведения презентаций, рекламных акций. Кроме того, покупатели недовольны нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательно сроков возврата денег за товар надлежащего или ненадлежащего качества. По-прежнему актуальным остается вопрос покупок в соцсетях и в мессенджерах. Часто не устраивает граждан качество установки дверей и окон, изготовления мебели и нарушение сроков исполнения договорных обязательств, качество устранения недостатков оказанной услуги или выполненной работы. Поступают и жалобы на навязчивые предложения заключать договоры на чистку вентиляции в квартирах граждан.

В МАРТ напомнили:

– Для повышения правовой грамотности потребителей проводятся ежедневные консультации по телефону. Во время них специалисты отдела по защите прав потребителей министерства разъясняют нюансы законодательства, порядок досудебного урегулирования споров с продавцами, изготовителями и исполнителями услуг. Информирование населения идет также через СМИ, официальный сайт ведомства, телеграм-каналы «МАРТ о правах потребителей» и «Пресс-служба МАРТ».

druk@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter