МАРТ ответил на вопросы об изменениях порядка госзакупок

С 4 мая вступил в силу ряд норм принятого 31 января 2024 года Закона № 354-З, внесшего изменения в ранее действовавшее законодательство о госзакупках. Документ носит комплексный характер, направлен на совершенствование системы государственных закупок, повышение эффективности и оперативности обеспечения потребностей государства, сокращение рисков возможных злоупотреблений участников закупочного процесса. О нюансах заработавших недавно новшеств рассказал заместитель начальника отдела регулирования закупок управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Сергей Новиков во время вебинара, организованного Национальным центром правовой информации. В том числе специалист МАРТ ответил на поступившие накануне онлайн-встречи вопросы.

Фото из архива «СБ»

- Традиционно задается вопрос: что делать с теми процедурами закупки, которые уже проводились на момент изменения законодательства? Действие закона не распространяется на процедуры, которые были начаты до вступления в силу новых положений, заключенные до этого момента договоры. Процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. Проводиться процедуры таких госзакупок будут в соответствии с законодательством, действовашим до вступления в силу новых пунктов, - отметил Сергей Новиков. 

Рассказал он и об особенностях проведения повторной процедуры или процедуры закупки из одного источника в результате, например, несостоявшейся первой закупки по старому законодательству. Так, заказчик вправе провести еще одну процедуру, внеся в условия требования, которые заработали с 4 мая. Так, при проведении повторной процедуры госзакупки не подлежит изменению ее предмет, требования к нему и к участникам, предъявленные в не состоявшейся ранее процедуре. При переходе к закупке из одного источника также нельзя менять предмет закупки, требования к нему и к участникам, сроки, условия поставки и оплаты товаров, определенные ранее. 

Сергей Новиков уточнил, что процедура государственной закупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении путем утверждения и (или) размещения на электронной торговой площадке конкурсных, аукционных документов, документов, представляемых юр- и физлицу, в том числе ИП, для подготовки к участию в процедуре запроса ценовых предложений. Либо путем утверждения и (или) направления заказчиком потенциальным участникам документов для подготовки предложения - в случае проведения закрытого конкурса и закрытой процедуры запроса ценовых предложений. Решение о проведении закупки из одного источника принимается путем издания приказа, распоряжения либо учинения надписи на докладной записке.

Отдельно остановился представитель МАРТ на порядке и способах определения стоимости предмета госзакупки и на определении цены тарифа за единицу товара, работы, услуги. 

- Постановлением МАРТ № 43 от 30 апреля 2024 года утверждено Положение о порядке и способах определения предельной стоимости предмета госзакупки. На Национальном правовом портале документ будет размещен в ближайшее время. Потому я отчасти освещу этот вопрос. В последующем вместе с НЦПИ будет организован отдельный вебинар на эту тему, - анонсировал Сергей Новиков. 

Итак, какие способы определения предельной стоимости предмета государственной закупки предусмотрены? Их шесть: тарифный, проектно-сметный, затратный, нормативный, а также способ изучения конъюнктуры рынка и способ сопоставления аналогичных расходов. Каждый, по словам представителя МАРТ, имеет свою специфику и свои случаи применения. Приоритетным при этом является способ изучения конъюнктуры рынка, так как он позволяет проанализировать текущие рыночные условия. Предполагается также получение информации о ценах (тарифах) для ее анализа и последующих расчетов предельной стоимости не менее чем от пяти потенциальных поставщиков (подрядчиков-исполнителей). При этом обязательно надо учитывать данные от отечественных производителей. Примечательно, что можно одновременно применять несколько способов определения предельной стоимости предмета государственной закупки, при этом выбирается наименьший показатель. 

Рассказал спикер также о нюансах приобретения товаров, работ, услуг без указания их количества, об особенностях закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, об изменении порядка проведения электронного аукциона, открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, о функциях, которые могут быть переданы организатору закупок, и др. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter