В условиях санкционного давления со стороны Запада на Союзное государство логистический вопрос для экспортно ориентированной Беларуси встал достаточно остро. Ведь ранее в основном через порты балтийских стран поставлялись белорусские калийные удобрения на мировой рынок. Руководство страны оперативно начало прорабатывать альтернативные маршруты. И переориентировало свой экспорт на российские морские гавани. Правительства двух стран подписали соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, которые направляются на экспорт в третьи страны, через российские морские порты. Президент Беларуси заявлял, что наша страна в условиях санкционных ограничений может перенаправить экспорт калийных удобрений из Литвы в российские порты, в том числе в Мурманск, с последующей отправкой в Китай и Индию по Северному морскому пути. Напомним, в феврале 2022 года президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились о строительстве Беларусью собственного портового терминала. К слову, недавно Премьер-министр нашей страны Роман Головченко обсудил варианты строительства порта в Мурманске с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Руководитель Правительства отметил, что те, кто работает через Мурманск, избавлены от рисков, которые потенциально могут быть связаны с какими-то проблемами в акватории Балтийского моря с точки зрения свободы движения судов.
— С введением собственного порта в эксплуатацию в России стоимость логистики для белорусского экспорта будет значительно снижена, — отмечает председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Игорь Комаровский. — В условиях санкционного давления на Союзное государство данный шаг позволит не зависеть от инфраструктуры западных стран. В страны дальней дуги транспортировка отдельных видов белорусских грузов возможна только морским путем. Кроме этого, на повестке дня стоит задача строительства собственного порта. Российским экспортерам и производителям тоже надо вывозить свои грузы, а владение собственным портом избавляет от необходимости ожидания своей очереди.
Кроме того, по мнению Игоря Комаровского, собственные портовые мощности и терминалы можно развивать исключительно под потребности Беларуси.
— И мы сами сможем формировать тарифные и ценовые условия за обслуживание и использование портовой инфраструктуры. В итоге стоимость логистики для белорусского экспорта будет значительно снижена.
К слову, Беларусь и Россия создают новые транспортно-логистические коридоры для развития экспортно-импортных связей. Это позволяет наращивать конкурентные преимущества для экономики Союзного государства и всего ЕАЭС, увеличивая доходы обоих государств и благосостояние их граждан. При помощи России Беларусь создает собственную портовую инфраструктуру и активно подключается к перспективным транспортно-логистическим коридорам, таким как «Север — Юг» и «Запад — Восток», которые связывают Союзное государство со странами Ближнего Востока, Азии и Африки.