Взаимодействие Беларуси и Калининградской области имеет значительные перспективы и незадействованный потенциал. Это констатировали участники XIX заседания Белорусско-Российского совета по долгосрочному сотрудничеству в Калининграде, прошедшего в ноябре в российском анклаве. После объявленных в адрес России и, соответственно, Беларуси незаконных санкций перед Минском и Калининградом явственно возникла необходимость выработки новых решений в сотрудничестве.
Новая точка отсчета
Калининград не зря называют самым отдаленным регионом России. Это несмотря на то, что от Москвы до балтийского центра пару часов лету. После распада Советского Союза Калининградская область стала анклавом Российской Федерации. Вернее, если подходить к этому термину с точки зрения международной правовой терминологии, по отношению к другим государствам это полуанклав, поскольку имеет выход к морю. Впрочем, в статусе региона международная терминология не в силах что-либо изменить, а вот удаленность от материковой России — вполне. Вряд ли стоит лишний раз говорить о том, насколько усложнилась связность Калининградской области с остальной страной после 1991 года. С 2020 года зависимость региона от поставок с материка еще более выросла: европейские ограничения привели к запрету транзита через литовскую территорию угля, металлов, цемента, древесины, строительных материалов и высокотехнологичных изделий железнодорожным транспортом.
— Это, конечно, надругательство над правилами ВТО, вообще над международными договоренностями. Я напомню: когда Прибалтика вступала в ЕС, они давали юридические гарантии того, что калининградский транзит будет обеспечен и не будет никаких к этому препятствий, — говорил на встрече с Президентом Беларуси Александром Лукашенко 5 июня 2023 года тогдашний губернатор российского региона Антон Алиханов.
— Предпринятая Западом в 2022 году беспрецедентная попытка ограничить наше общение с вами, свободное движение грузов железнодорожным и автомобильным транспортом как из России, так и из Беларуси, эта попытка была обречена на провал. Как бы нас ни пытались разделить искусственными барьерами, не получится, — подчеркнул в ходе встречи Глава белорусского государства.Фактически прошлогодние переговоры Александра Лукашенко с Антоном Алихановым зафиксировали особую точку во взаимоотношениях Минска и Калининграда, с которой начинается новый отсчет сотрудничества. Согласно данным российской стороны, несмотря на ограничения, в 2023 году партнеры наторговали более чем на 600 млн долларов, допустив при этом 17-типроцентное снижение показателей. За 9 месяцев 2024 года калининградская статистика зафиксировала товарооборот в размере 369 млн долларов — это меньше, чем за аналогичный период 2023. И тем не менее даже эти цифры значительно выше, чем годовая белорусская торговля со многими другими российскими регионами. Основная проблематика в торговле вызывается новыми логистическими реальностями.
Губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных. Фото пресс-службы правительства Калининградской области
— Действительно, по предыдущему году товарооборот падал, вы абсолютно четко называете причины: это связано с логистикой, в том числе и с санкционными ограничениями, – сказал, отвечая на вопрос «СБ. Беларусь сегодня», избранный в сентябре 2024 года губернатором Калининградской области Алексей Беспрозванных. — Но на сегодняшний день мы наметили, как мы будем действовать в следующей трехлетке. Ключевая задача у нас была не просто выстроить кооперационные связи между нашими странами: мы себе поставили конкретную цель вернуться к уровню товарооборота досанкционного периода.
В этот момент стороны готовят предложения по активизации сотрудничества. Можно предполагать сферы, в которых оно будет концентрироваться. Это те позиции, которые год назад называл Александр Лукашенко в беседе с губернатором Калининградской области.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым 5 июня 2023 года в Минске.
Стратегия партнерства
Беларусь по-прежнему остается стратегическим партнером Калининградской области, констатировал губернатор Алексей Беспрозванных в ходе ноябрьского заседания Белорусско-Российского совета по долгосрочному сотрудничеству. Она остается в тройке стран-партнеров российского региона с долей в 9 % в его внешнеторговом обороте. И сегодня партнерам необходимо понимать, какие решения подходят для развития сотрудничества в новых условиях.
— Выход из зоны комфорта формирует новые интересные инструменты развития нашего взаимодействия. Санкции и ограничения требуют от нас новых решений по логистике, — отметил Алексей Беспрозванных.
— Беларусь нацелена на экспорт, сегодня она больше половины своей продукции продает. И Беларусь для Калининграда, и наоборот — это своеобразные форпосты взаимоподдержки, баланса поставок, решения быстрых вопросов, связанных с жизнедеятельностью регионов, — сказал сопредседатель совета по сотрудничеству вице-премьер Беларуси Юрий Шулейко.
Уже из протокольных слов, сказанных «под камеры», становилось понятным, что основой решений развития долгосрочного сотрудничества становится решение логистической проблематики. Частично острота проблемы снимается при помощи морского транспорта. Порт Калининграда, несколько утративший значение по сравнению с советскими временами, все-таки имеет возможности включения в глобальные транспортные цепочки.
— Президентом России принято решение о субсидировании морского транспорта. Это нам позволяет, несмотря на высокую его стоимость с учетом санкционных ограничений, компенсировать перевозчикам стоимость перевозок морем. Поэтому мы эту возможность нашим коллегам из Беларуси предложили, они сейчас считают, по каким товарам возможно такое взаимодействие. И второй вопрос — это железная дорога. Она у нас в перевозке грузов по-прежнему сохраняет неплохие объемы. Там вопрос стоял в оптимизации тарифных условий на транзитные перевозки в Калининградскую область через Республику Беларусь. Также коллеги взяли эту тему в работу. Вот два ключевых направления, по которым мы движемся, — рассказал «СБ. Беларусь сегодня» Алексей Беспрозванных.
При этом губернатор Калининградской области отдельно подчеркнул, что в ходе работы с белорусской бизнес-миссией партнеры увидели 3–4 практически готовых к реализации совместных кооперационных проекта. Вероятно, стоит ожидать активизации контактов и по портовой тематике. Калининград, пусть и не конкурент морским грузовым терминалам, скажем, Усть-Луги, тем не менее рассматривает перспективу активизации работы своей морской площадки. Сложно сказать прямо сейчас, возможно ли включение российского анклава в качестве важной точки на маршрутах «Запад — Восток» или «Север — Юг». Но как минимум на взаимодействие с белорусскими грузоотправителями Калининград готов.
— Мы рассматриваем такой проект как полноценную цепочку: от территории Калининградской области до городов Беларуси. Поэтому здесь очень важно все правильно посчитать, поскольку это взаимовыгодное сотрудничество должно быть. С другой стороны, важно оценить риски, которые существуют при реализации проекта с учетом экономической ситуации. Поэтому сейчас как раз идет соответствующий расчет с обеих сторон, — конкретизировал Алексей Беспрозванных.
Золотой век сотрудничества
Изменение условий работы открывает новые возможности для сотрудничества. Расхожесть этого тезиса не отменяет его аксиомальности. Поэтому не удивляет, что в Калининграде нынешний период сотрудничества с Беларусью считают наиболее перспективным.
— Сейчас для многих регионов северо-запада России, в том числе Калининградской области, белорусские регионы — основные партнеры. И наша область богата белорусскими партнерами. Нужно сказать, что сейчас идет своего рода золотой век нашего сотрудничества, — рассуждает заместитель руководителя Агентства по международным и межрегиональным связям правительства Калининградской области Лиана Максимова. — И нам хотелось бы привнести в него некий новый аспект, чтобы каждый гражданин Союзного государства ощущал это сотрудничество, чувствовал, что он причастен к строительству союза. Для этого необходимо перенести взаимодействие и на региональный, локальный уровень. Нам кажутся важными для развития сотрудничества контакты школ со школами, общественных организаций с общественными организациями.
Одним из примеров такого партнерства может служить межвузовское сотрудничество белорусских учебных заведений с Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта. Сегодня калининградский вуз имеет 35 договоров с белорусскими партнерами.
— Наш самый крупный партнер — флагманский вуз Беларуси, БГУ, — говорит директор международного офиса Балтийского госуниверситета Дарья Гербер. — В 2024 году у нас запущены две программы двойных дипломов с этим вузом в области химии и лингвистики. Ребята из Беларуси и России обучаются сразу на базе двух университетов, ведущие профессора читают им лекции и в Беларуси, и в России. По результатам обучения студенты получают дипломы сразу двух вузов двух стран.
Учебные заведения Беларуси и Калининграда освоили такую сферу взаимодействия, как семестровые обмены: до 15 человек в семестр посещают партнерские вузы. Хорошие наработки существуют в области молодежной науки. Кроме того, в калининградском вузе сейчас проходят обучение более 20 белорусских студентов. Главной перспективой для дальнейшего сотрудничества называют развитие программы двойных дипломов.
Рост взаимного интереса
Главным способом взаимного познания регионов Беларуси и России по-прежнему остается туризм. В последние годы главный тренд российской туриндустрии — рост интереса к внутренним поездкам. Количество желающих посетить Беларусь также серьезно растет. Из Минска в Калининград и обратно добраться относительно несложно: после возобновления в 2021 году прямого авиасообщения воздушный рейс осуществляется несколько раз в неделю.
При этом нужно отметить параллельное активное развитие курортной инфраструктуры: Зеленоградск и Светлогорск выглядят весьма достойно даже для искушенного туриста, развиваются другие поселки области. Губернатор региона предложил Беларуси построить на российской Балтике свой отель. И, откровенно говоря, судя по количеству туристов здесь даже в декабре, это не самая плохая бизнес-идея. А ближайшие годы — год 80-летия Великой Победы (2025-й) и 80-летия Калининградской области (2026-й) — открывают новые возможности для взаимного обмена туристами, особенно из числа студентов и школьников, считает губернатор российского региона Алексей Беспрозванных.