Национальный молочный бренд может значительно усилить позиции белорусской продукции на экспортных рынках

Маркетинг на перспективу

В условиях временами «капризной» конъюнктуры мирового рынка белорусская молочная отрасль чувствует себя хорошо. Пришлось затратить немало времени и усилий, но создали стабильную собственную сырьевую базу. Переработка освоила передовые технологии, обеспечивает непререкаемое качество, налажен четкий контроль за безопасностью продукции. Все эти преимущества знает и ценит как отечественный потребитель, так и зарубежный. Увеличивается экспорт по объемным показателям и в денежном эквиваленте за счет продвижения продукции глубокой переработки. Сегодня имеем ряд сильных торговых марок, спрос на продукцию которых устойчиво растет. Другой вопрос: в полной ли мере используется потенциал отрасли? Ведь успешно поставляя на внешние рынки готовую продукцию, мы можем экспортировать и нематериальные активы: модели организации и управления производством, компетенции, ценности социально ответственного бизнеса и другие интеллектуальные составляющие белорусского бренда. И в этом направлении у нашей молочной индустрии, как видится, есть широкое поле для развития.

sb.by

Не упустить момент

В рейтинге ведущих экспортеров молочной продукции в ближайшее десятилетие могут произойти изменения. В силу ряда причин, среди которых энергетический кризис и зеленая повестка, тот же Евросоюз может столкнуться с серьезным дефицитом сельскохозяйственного сырья. Уже в нынешнем году в ЕС зафиксировано сокращение производства по отдельным видам молочной продукции. Если тенденция сохранится, европейским производителям придется переориентироваться на удовлетворение в первую очередь внутреннего спроса. Таким образом, на рынках сбыта, традиционных для производителей ЕС, образуются свободные ниши. Чтобы их освоить и надежно в них закрепиться, нашим товаропроизводителям необходимо обладать соответствующими ресурсами. Прежде всего речь идет о наращивании производства молочного сырья высокого качества. Требуется максимально задействовать резервы для расширения кормовой базы животноводства, обеспечить ее рациональное использование. Сейчас идет масштабная модернизация действующих молочно-товарных ферм, строительство новых комплексов, внедряются современные системы доения и управления стадом. Это серьезные вложения в будущее развитие отрасли, которые окупятся сполна. Производственных ресурсов должно хватить, чтобы заместить зарубежных поставщиков на экспортных рынках.

sb.by

Экспортные рынки самообеспечения

Еще одна объективная тенденция современности — стремление практически всех стран к продовольственной безопасности через максимальное обеспечение внутреннего рынка собственной продукцией. Многие государства вкладывают в это направление значительные финансовые средства, в том числе Китай и Россия. Поэтому конкуренция на этих рынках обостряется. Чтобы белорусским товаропроизводителям в будущем занимать в экспортных поставках прочные позиции, необходимы неоспоримые конкурентные преимущества.

Почему бы в этой ситуации не пойти по пути транснациональных компаний, которые, помимо поставок сухого молока и готовой молочной продукции, создают в регионах потребления собственные производства. Таким образом, они нацелены на экспорт прежде всего накопленных технологических компетенций, собранных под известными брендами. Это разумно. Кроме того, дает ряд преимуществ в управлении производственно-сбытовой цепочкой: позволяет глубоко изучить местные потребительские предпочтения, организовать активное продвижение продукции, снизить логистические риски. Экспорт интеллектуального продукта обладает широкими возможностями.


Беларусь вполне может прорабатывать такие перспективы.
Но на данном этапе важно инвестировать в развитие сильного национального бренда. А затем можно «прорываться» в премиальные ниши с высокомаржинальными продуктами, организовывать выпуск молочной продукции на зарубежных площадках. Со стороны партнеров — производственные мощности и сырьевая база, с нашей — опыт, компетенции и имидж на рынке.
У нашей молочной промышленности есть для этого все условия. Речь прежде всего о весомой научной и инновационной составляющей. Благодаря высококачественному сырью, современным технологиям, натуральному составу белорусские молочные продукты по потребительским характеристикам не только не уступают зарубежным брендам, но по ряду параметров превосходят их. Большим плюсом является и широта продуктовой линейки, рассчитанной на все без исключения категории потребителей: детей, пожилых людей, спортсменов, гурманов, приверженцев функционального и диетического питания. С учетом того что в мире набирает обороты тренд на здоровый образ жизни, наши продукты вполне впишутся в меню жителей многих стран — даже самых требовательных к безопасности и качеству.

От продаж к размещению производств

В частности, следует внимательно присмотреться к рынку Китая. В Поднебесной ожидается существенный ежегодный прирост потребления молочных продуктов. Полезность молочки активно пропагандируется. Особый интерес жители Китая проявляют к йогуртам, питьевому молоку, молодым сырам и перекусам. И в этом смысле белорусским производителям есть чем удивить китайского потребителя. Так, мы можем предложить сторонникам правильного питания набирающие популярность функциональные продукты, обогащенные пищевыми волокнами и витаминами, продукты с натуральными наполнителями. Безусловно, задача номер один — сделать нашу продукцию узнаваемой среди зарубежных потребителей. Конечно, пробиться на китайский рынок не так-то просто из-за высокой конкуренции и особенной деловой культуры. Поэтому важно разработать грамотную маркетинговую стратегию, определить оптимальные коммерческие практики, постепенно перейти от работы исключительно с дистрибьюторами к прямым продажам через торговые сети, сегмент сферы услуг HoReCa, маркетплейсы. Принципиально важно при этом позиционировать Беларусь как страну с сильными молочными традициями.


Следующий шаг — размещение в странах-импортерах собственных или совместных производств. Многие крупные игроки мирового молочного рынка положительно оценивают потенциальные дивиденды от реализации подобных проектов в Азии и на Ближнем Востоке.

К слову, Китай планирует в перспективе значительно увеличить производство сырого молока, которое является сырьем для продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Драйвер процесса — масштабные государственные инвестиции в развитие отрасли. За последние пять лет в страну ввезено более 1,2 миллиона голов крупного рогатого скота. Примерно 80 процентов — молочные породы. Сейчас важно, кто быстрее предложит партнерам свои технологии и компетенции в области производства высокомаржинальной продукции. Это хорошая возможность прочно закрепиться в новых формирующихся производственно-сбытовых цепочках и продвигать собственные бренды.


Высоким потенциалом спроса обладают также регионы Ближнего Востока и Африки. Среднегодовой темп роста спроса в ближайшие пять лет, по оценкам экспертов, составит 3,5 процента. В частности, страны Персидского залива относятся к одному из наиболее платежеспособных рынков в мире. При этом важно учитывать, что к безопасности и качеству продуктов питания, включая экологическое состояние среды производства молочного сырья, здесь предъявляются повышенные требования. Входным билетом в премиальные сегменты в данном случае опять-таки могут стать узнаваемость и репутация белорусского национального бренда.

Светлана КОНДРАТЕНКО, заместитель директора по научной работе государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси», доктор экономических наук, доцент.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter