Вася Шукшин ходил по общежитию и пел
– Нынче профориентацией молодежи занимаются родители, психологи, учителя, учебные заведения. А кто вам помог выбрать профессию?
– В нашей семье не было ни актеров, ни режиссеров. Но мне нравилось играть в школьном драмкружке, участвовать в художественной самодеятельности. В послевоенное время все любили ходить в кино, пересматривали фильмы по 4 – 5 раз. «Большой вальс», «Сестра его дворецкого», «В шесть часов вечера после войны», «Веселые ребята» произвели на меня неизгладимое впечатление. И я решила: буду снимать и сниматься в кино. По настоянию мамы после школы поехала в Москву поступать на восточное отделение филологического факультета МГУ, но не дошла – прямиком направилась во ВГИК.
– Конкурс, наверное, был о-го-го?!
– Шестьдесят человек на место.
– Чем же вы так приглянулись приемной комиссии?
– У меня было неплохое образование. В детстве занималась классическим балетом. Правда, когда мой учитель по классическому танцу Нонна Владимировна сказала, что я не смогу исполнять Жизель, Одетту или Китри, а только вторые партии, тут же ушла из балета. Поступила в музыкальную школу по классу фортепиано. Благодаря бабушке и учительнице Павлине Никитичне свободно говорила по-английски. Во ВГИКе даже синхронно переводила иностранные фильмы.
– Вместе с вами учились и жили в общежитии даже не звезды – легенды советского кино. Весело, наверное, было?
– Со мной учились Люся Гурченко, Лидия Федосеева, Тамара Семина, Лариса Шепитько. Люся Гурченко, когда снялась в «Карнавальной ночи», стала брать нас с собой на премьеры и концерты. Жили дружно, все друг другу помогали. Если кто-то шел на свидание, собирали наряд со всего пятого этажа, где жили девочки. Кто сумку давал, кто чулки, кто туфли. Ребята тоже были интересные личности – Георгий Шенгелая, Виктор Туров. Курсом старше учился Василий Шукшин. Для нас он был просто Вася, обычный деревенский хлопец, который мог ходить в носках по коридорам общежития и петь.
Кадры из фильма «Взлетная полоса»
Моих ребят ждет большое будущее
– Вашим наставником стал знаменитый кинорежиссер Александр Довженко. Чему он вас научил?
– Любить людей и видеть прекрасное во всем, что нас окружает. Приведу его знаменитую фразу: «Если вы оказались на машинно-тракторной станции и увидели грязные лужи, не морщите нос. Придите туда ночью – и увидите в них отражение звездного неба».
– Это же вы стараетесь донести до своих студентов?
– Безусловно. Недавно я выпустила курс режиссеров художественного кино. Очень горжусь, что среди них были такие ребята, как Андрюша Гринько и Дима Дедок. Думаю, этих режиссеров ждет большое будущее. Их уже приглашают в Чехию, Японию, Индию. Обидно, что в Беларуси для них работы нет.
– Сейчас у вас курс документалистов. Слышала, сплошь таланты…
– Очень одаренные ребята – Танечка Павлова, Владик Упник, Вика Вощило и Антон Савченков. Они пришли в документалистику и полюбили ее. Влад подготовил две работы: одну об освоении нашими учеными космоса, вторую – о природе Нарочанского и Березинского заповедников, где главная героиня – выдра. Кроме нее, действующими лицами стали олени, птицы. На создание пятиминутной зарисовки потребовалось около четырех месяцев. Вика сняла картину о своей бабушке, которая живет в деревне Воля Брестской области. Ей 64 года, и она работает бригадиром маляров. Получился интересный рассказ о женском характере. Антон поведал о чемпионе мира по самбо Степане Попове, который после поединка вынес на плечах «поломанного» соперника с ковра. А у Тани есть трогательная история о волонтере, которая пристраивает брошенных кошек. Сейчас мои ученики принесли новые проекты. Молодежь волнуют разные темы – о времени, сельских капличках, мусоре.
– О мусоре? На фестивале «Лiстапад» не раз приходилось слышать, что в последнее время увеличилось количество «мусора» в документалистике. Доступность цифровых технологий делает практически каждого сам себе режиссером. Вы не боитесь, что у ваших учеников отберут хлеб?
– Я не против, чтобы кто-то взял в руки камеру и стал снимать. Это будет лучше, чем он пойдет к пивному ларьку. Но это не сделает его автоматически кинорежиссером или оператором. Есть профессия, а есть хобби. Это разные вещи.
Детское кино повзрослело
– Детские фильмы, представленные в этом году на «Лicтападзiке», сложно назвать детскими. По сути это взрослые картины, рассказывающие о детских проблемах. Неужели добрые старые сказки, приключения, путешествия исчезнут?
– Я за хорошее кино. С какого ракурса оно бы ни подавалось, с какой точки зрения режиссеров ни рассматривалось. Но все же детское кино должно отражать мир глазами ребенка. В свое время мои фильмы «Маленький боец», «Зорка Венера», «Бальное платье» получили Гран-при «Лiстападзiка». Наверное, потому что я старалась поставить себя на место юных зрителей. Определенных жанров здесь нет. Один из вышеперечисленных фильмов – драма, другой – печальная повесть, третий – современная сказка. Для меня примером хорошего детского кино стали иранские картины, лента «400 ударов» Франсуа Трюффо, «Я родом из детства» Виктора Турова, «Иван Макарович» Игоря Добролюбова. На «Беларусьфильме» столько удивительных кинолент снято! Нашей киностудии обязательно нужно выпускать хотя бы по одному детскому фильму в год.
Маргарита Касымова
Родилась: в Душанбе (Таджикистан)
Образование: окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Довженко)
Карьера: сняла 16 художественных и 30 документальных фильмов, среди которых «Сын за отца», «Куда вел след динозавра», «Глубокое течение», «Соблазн». Профессор кафедры и художественный руководитель курса Белорусской государственной академии искусств
uradova@sb.by
Наталья УРЯДОВА
Фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА
Наталья УРЯДОВА
Фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА
В каком фильме вы бы снялись?
Кирилл Вострых, бизнес-аналитик:
– Не мое это – примерять на себя роль. Но мог бы поучаствовать в нормальной экранизации фантастики. Часто с такими лентами все либо плохо, либо очень плохо. Прелесть хорошей книги в том, что в ней есть центральная идея, стержень, который и нужно сохранить в фильме. А режиссеры любят переиначивать, зачем-то вставляют штампы. Как-то пытались экранизировать роман Артура Кларка «Конец детства», и получился плохой сериал.
Полина Бертош, ученица 11 «А» класса минской школы № 27:
– В мелодраме «Спеши любить», где играла Мэнди Мур. Главная героиня Джейми искренне переживает чувства, которые я бы тоже хотела испытать. Сначала она была тихоней, а потом пошла в школьный театр и стала более общительной и открытой. Влюбилась в парня и даже изменила его жизненные принципы. Если раньше его интересовали только шумные компании, то потом – лишь она и школьный театр. Образ Джейми мне близок. Раньше я занималась в театральной студии. Играла грустную роль девушки Фисбы в постановке «Пирам и Фисба» (в конце героиня умирает).
Мария Лопатина, переводчик:
– В диснеевской сказке, потому что они красиво сняты, и там все сценарии про добро, простые и важные истины. Мне понравилась последняя «Золушка». В фильме мама говорит девочке, как надо поступать по жизни, что добро и любовь побеждают зло. И даже если сражаешься со злом, нужно оставаться добрым. Именно так бабушка учила меня в детстве.
Сергей Козельский, фотограф:
– Что-нибудь наподобие «Игр разума». На героя боевика не тяну, а нагнетать обстановку и задавать глупые вопросы умею. А если серьезно, то хотелось бы сняться в фильме с неожиданным финалом. Сам не могу смотреть русскоязычные картины, которые рассказывают о проблемах, чем-то мне близких. Но сняться в такой – почему бы и нет? Например, лиричный «Питер FM». Главный герой – хороший архитектор, а трудится дворником. Я по образованию инженер-механик, но работаю фотографом. Аналогия не сто процентов, ведь я доволен своим занятием. Не смог бы сидеть в офисе и повторять одни и те же действия, как в «Дне сурка». Кстати, в этой ленте я бы тоже снялся. Билла Мюррея никто не переплюнет, но помечтать-то можно.
Елена ТАЛАЛАЕВА