Заведующая отделом профилизации и профессиональной ориентации молодежи Республиканского центра инновационного и технического творчества Инна Карпенко уверена: узнавать о профессиях можно уже в детском саду, примерять на себя некоторые из них – в школьном возрасте на различных кружках, факультативах, занятиях УПК. А выстраивать личностно-профессиональную траекторию надо с 8-го класса, объединив усилия ребенка, родителей, педагогов, школьного психолога и специалистов по профориентации.
– Инна Михайловна, мода на профессии меняется: если раньше мальчишки хотели быть космонавтами, то сейчас айтишниками. Как выбрать между трендом и тем, что действительно нравится?
– Важно учитывать несколько моментов: способности, склонности, интересы, состояние здоровья, личные желания и потребности рынка в кадрах. Мало получить профессию – в ней надо состояться. Если специальность будет востребованной, тебе удастся реализоваться и получить от этого удовольствие. При этом понятия моды и востребованности могут как совпадать, так и различаться. Юрист и экономист – по-прежнему звучат модно, но спрос на эти специальности невысок. В свою очередь программист – престижная профессия, актуальная на рынке труда. Но я не устаю повторять: не все могут стать инженерами в IT-сфере. Поэтому всегда надо учитывать свой уровень знаний и способности к той или иной деятельности.
– Все знают, что делают повар, медсестра, воспитатель. Чем занимается стропальщик или стволовой подземный не каждый взрослый ответит, не говоря о школьниках. Но если ты об этих профессиях ничего не слышал, выбор значительно сужается.
– Это действительно одна из проблем. Когда мы начинаем работать с детьми, просим назвать специальности, которые они знают. В лучшем случае наберется 30–40 ответов из всего класса. Хотя в мире насчитывается более 50 тысяч профессий, и каждый год список обновляется.
Чтобы узнать о них, надо искать информацию либо в интернете, либо на консультациях по профориентации. В нашем центре, к примеру, собран большой банк видеопрезентаций о различных сферах деятельности. Если мы говорим с ребятами о торговле, смотрим блок роликов обо всех специальностях, которые относятся к ней. Когда речь об экономике, строительстве, медицине и прочих областях – знакомимся с соответствующими профессиями. А вот уже задатки и предрасположенность к направлениям, которые заинтересовали школьников, определяются на индивидуальном консультировании.
– Реально ли самостоятельно разобраться, к какому делу ты больше склонен, если попасть на консультацию проблематично?
– В каждом учебном заведении есть психолог, который занимается в том числе и вопросами профориентации. Подойти к нему и попросить провести индивидуальное тестирование вправе любой подросток. Если информации недостаточно, можно записаться на консультацию по скайпу, пройти некоторые тесты онлайн – многое доступно бесплатно. Достаточно известное исследование по профориентации – дифференциально-диагностический опросник Климова, который на основе 20 вопросов выявляет предрасположенность к одной из пяти сфер. Много полезных материалов есть на сайте московского психолога Галины Резапкиной, она долгое время занимается вопросами профориентации и дает большой выбор тестов по данной теме.
– Порой и в 30 лет некоторые сомневаются: ту ли работу они выбрали. Старшекласснику без какого-либо опыта определиться еще сложнее. Есть ли признаки, по которым становится понятно: да, это мое?
– Самый очевидный признак – взаимосвязь школьных предметов с будущей профессией. Но проводить параллели надо очень осторожно, потому что у многих современных детей симпатия к уроку зависит от того, нравится или не нравится педагог. А выбирать профессию в зависимости от отношения к учителю – путь в никуда: можно совершить большую ошибку. К тому же оценки не говорят об отсутствии или наличии у ребенка способностей к нему: ученик может быть попросту недооценен либо не уделять достаточно внимания учебному предмету по разным причинам. Для таких случаев есть дополнительное образование. Допустим, если ты хочешь идти на физмат, попробуй себя в 3D-моделировании, инженерном дизайне или других кружках из этой сферы. Также очень важно уже в школьном возрасте развивать soft skills – навыки межличностных отношений. Чтобы быть интересным работодателю, специалист должен уметь общаться, взаимодействовать с коллегами, управлять своим временем. Только профессиональных знаний и диплома уже недостаточно.
НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ
У профессионалов, ставших в молодом возрасте успешными в своих сферах, мы спросили: какие знания они постигали бы сейчас, если бы были школьниками.
Павел Сапотько, директор Национального исторического музея:
– Однозначно не поменял бы планы поступить в Белорусский государственный университет культуры и искусств и работать в сфере культуры. Но что касается школьной жизни и освоения чего-то дополнительного, выбрал бы занятия или курсы по экономике. Она пронизывает все отрасли, и для успешного развития любого специалиста и организации нужно владеть определенными знаниями. К большому сожалению, в школе я не уделил должного внимания иностранному языку – сейчас понимаю, что это приоритетный предмет в школьной программе. Также ни для кого не будет лишним изучение истории, литературы, географии и теории культуры – это показатель эрудиции. А эрудированному человеку всегда интереснее и проще идти по жизни – в любой компании он сможет поддержать беседу.
Амина Идигова, HR-эксперт:
– Найти себя невозможно, себя можно только создать. Безусловно, есть изначальная комбинация личностных качеств и склонностей, облегчающих вход в ту или иную профессию, но их при желании реально изменить. Эксперта от не эксперта отличает только тот факт, что первый потратил в среднем в 17 раз больше времени на практику.
Способность начать – это уже 60 процентов успеха. Способность не бросать – это еще 30 процентов успеха. Знания, навыки, опыт, компетенции, деньги, наставники и прочие компоненты приходятся на оставшиеся 10 процентов. Любое дело, на которое ты потратишь 10 тысяч часов, станет твоим призванием. Поэтому делаем ставку на рост и развитие. Не строим иллюзий на тему «это не мое», потому как везде есть сложности. Нужно быть готовым их преодолевать. И самое главное – не бросаем. В любой работе помимо фана бывают рутина, скука и неинтересные задачи. А с компетенциями все просто: быть любопытным, пробовать и не бояться ошибаться.
Глеб Лапицкий, генеральный директор Центра культуры «Витебск» и директор фестиваля «Славянский базар»:
– Мир развивается с такой скоростью, что в каждое мгновение появляется новая технология. Оперативно реагировать на изменения, самостоятельно искать информацию, заниматься саморазвитием – главное, что нужно постичь в школе. Старшему сыну объясняю, что он учится не для родителей или учителей, а для самого себя. Важно, чтобы дети не только владели знаниями, но и умели их применять в жизни. Ну а если говорить о предметах, то отдавать силы и углубляться надо в те дисциплины, которые нравятся, все остальные осваивать на базовом уровне, но ни в коем случае не забрасывать. И нельзя забывать, что школа – это социальная среда, где воспитывается будущий гражданин и семьянин, а профессионала вырастят колледж и вуз.
zubkova@sb.by