Непростые отношения с Россельхознадзором портятся стремительно, ситуация вокруг наших поставок на соседний рынок накаляется

Макароны «с содержанием колбасы»

Российские запреты поставили наших производителей под угрозу огромных и непоправимых потерь, да еще свои мясокомбинаты  «воротят» нос от возникших излишков

НЕСМОТРЯ на то, что между двумя государствами нет никаких границ, сельхозпродукция то и дело тормозится чиновниками российского надзорного ведомства. В январе ими обнаружено более 40 «подозрительных» партий пищевой продукции. А на днях Россельхознадзор ввел дополнительные требования и ограничения на поставки продукции, «несущей риск распространения африканской чумы свиней (АЧС)». 


НАПОМНЮ, директор Института мясо-молочной промышленности Национальной академии наук Беларуси Алексей Мелещеня не раз подчеркивал: если даже у нас в стране  и  не сверхчувствительное оборудование, но оно точно позволяет стопроцентно подтвердить уровень качества, заявленный в требованиях технических регламентов Таможенного союза. Ан нет: федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору вновь ограничила поставки четырех мясоперерабатывающих заводов. Под временный запрет попала продукция Жлобинского мясокомбината, под усиленный лабораторный контроль — ОАО «Дубравский бройлер», «Смолевичи Бройлер» и «Столбцовский мясоконсервный комбинат». Не остались без «черной» метки и сыры трех молочных заводов. Ранее, напомним, ввели ограничения на  ввоз в Россию говядины из Минской области. 

И вот намедни ведомство ввело дополнительные требования при ввозе нашей мясной продукции, «несущей риск распространения африканской чумы свиней (АЧС)». В перечне подконтрольных товаров 25 наименований.  Когда речь идет о мясе, субпродуктах, шкурах и тому подобному, это можно если не принять, то хотя бы понять. Но в список попали не только свинина и продукция из нее, но также зерно и мука. Неподдельную усмешку вызывают «экстракты и соки из мяса» или не перевариваемые на слух «макаронные изделия с начинкой, подвергнутые или не подвергнутые тепловой обработке, или приготовленные другим способом, с содержанием колбасы, мяса, мясных субпродуктов, крови». Что уж говорить о «сырах плавленых, содержащих колбасу, мясо, мясные субпродукты, кровь или любую комбинацию этих продуктов»? 

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Свинина стала завершающим аккордом в этой серии, причем повод найден совершенно беспроигрышный. АЧС – давний, главный и непримиримый враг российского свиноводства. Вспышки этого заболевания в 2016 году привели к уничтожению там 250 тысяч хрюшек. И что интересно, потери в основном пришлись на производителей, то есть на крупные комплексы, а не на крестьян. Об этом сообщил ТАСС руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт во время выставки-форума «Зеленая неделя» в Берлине. Ущерб, по разным источникам,  превысил 1,2—1,5 миллиарда рублей. Годом ранее — 96 миллионов. Из-за постоянного возвращения АЧС восточная соседка уже много лет не может добиться разрешения экспорта своей свинины в Китай.

Но при чем здесь Беларусь? Почему ведомство принимает дополнительные защитные меры? Только потому, оказывается,  что на территориях, граничащих с Беларусью, в 2014–2017 годах регистрируются вспышки АЧС, и ведомство  принимает дополнительные защитные меры. Странная, если не сказать извращенная логика, не правда ли? 

Ко всему такому  нам, конечно, не привыкать, но вот беспристрастно поразмыслить есть над чем. Например, о том, что Россия  только спустя год ввела ответные меры, аналогичные тем, что Беларусь применяет к их продукции. Мы еще в 2015 году расширили перечень тамошней животноводческой продукции, на которую необходимо предоставлять дополнительные разрешения на ввоз. Россельхознадзор не раз просил  «отменить дискриминационные меры», но вопрос так и не решился.

Какова цена вопроса, сколько, вы думаете, Россия поставляет на наш рынок мясо-молочной продукции?  В прошлом году  55,6 тысячи тонн молочной (в пересчете на молоко)  и всего 14,3 тысячи тонн  мясной  (в пересчете на мясо). Мы только за 11 месяцев прошлого года поставили продовольствия на 1,946 миллиарда долларов. Большая ее часть шла в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. В нынешнем году очень хочется поставки увеличить – этот рынок для производителей и переработчиков стал премиальным. Кому придет в голову его терять, не забывая, конечно, о диверсификации? Некоторые продукты питания, поставляемые на российский рынок, более рентабельны, чем экспорт углеводородов в западные страны. 

Как сегодня отразилось на экономике предприятий недавнее введение Россельхознадзором спецразрешений на ввоз свинины и ее продукции? 

Первый заместитель председателя Борисовского райисполкома Анатолий Козел: 

— Пока проблем нет. Например, свинину из филиала «Негновичи», где введена первая очередь современного свинокомплекса на 24 тысячи голов, полностью забирает Борисовский мясокомбинат. Причем по выгодным ценам. В основном она  идет на внутренний рынок. В среднем предприятие загружено процентов на 70, но мы вводим и вторую очередь свинокомплекса. Что касается экспорта — готовим документы.  

Заместитель генерального директора по производству Минского мясокомбината Татьяна Грудинская поясняет: свиней и крупный рогатый скот покупают только по предоплате. В последнее время сырья хватает, при односменной работе производственные мощности загружены на 100 процентов, перебоев нет. Закупают его под свои потребности: примерно 870 тонн колбасных и 280 тонн других видов изделий в месяц. 

Генеральный директор ОАО «Беловежский» Юрий Мороз рассказывает «СГ» без обиняков, что предприятие поставляет  в Россию 20—25 процентов продукции. Цены на нее  складываются по-разному,  но особенно выгодны колбасные изделия. Там они уходят на ура, и по крайней мере до сих пор, утверждает руководитель крупнейшего сельхозпредприятия страны, головной боли, куда продать продукцию, не было. 

Раньше не было. А теперь... Юрий Мороз, у которого на откорме 112 тысяч свиней, уже безапелляционен:  «Мы каждый день убиваем 700 голов и назавтра до 11 часов все должны распродать — часть в колбасный цех, часть на внутренний рынок и так далее. Теперь представьте ситуацию, когда такие объемы мясной продукции некуда девать. А ведь нам нельзя останавливаться ни на день. Потери огромны и непоправимы». 

По его мнению, партнеры не упрощают, как это должно быть, а усложняют ситуацию. Подобные конфликты надо упреждать: «Есть кому это делать и кто должен этим заниматься. Не один я считаю, что Минсельхозпроду надо находить общий язык с российскими коллегами, чтобы эти вопросы не выходили на политический уровень, когда даже Глава государства вынужден комментировать и решать проблему».  

НЫНЕШНЕЕ обострение — привычный торг. У каждой из сторон своя правда, своя аргументация. Но ни Россия, ни Беларусь не ставят под сомнение основные принципы своих взаимоотношений, а это значит, что хозяйственные споры будут так или иначе разрешены. Вот только не затягивать бы их. 

Кстати, на фоне скандалов на границе есть и хорошие новости.  Туровский молочный комбинат признан лучшим поставщиком продукции в Россию и отмечен дипломом и наградой «Импортозамещение-2016». А также Знаком качества «Выбор России». 

germanovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter