ЗНАКОМЛЮСЬ с экипажем — продавцом Анастасией Апанасевич и водителем Русланом Тютиковым — ранним утром возле магазина «Крыничка». Он тоже принадлежит хозяйству, именно здесь каждый день комплектуется ассортимент автолавки. Выставлять на прилавках только свежий продукт — одна из приоритетных задач. А для этого СПК пришлось потрудиться: договорились с поставщиками, подобрали удобное расписание, сформировали оптимальный ассортимент. Что-то подсмотрели у конкурентов, но многое придумали сами, ведь в районе таких примеров нет, спросить совета не у кого.
— Начинать было трудно. Да, у хозяйства есть свои магазин и кафе, но автолавка — совершенно новое направление, — припоминает заведующая торговыми объектами СПК «Свислочь» Татьяна Евсейчик. — Первое, что сделали, — поменяли время доставки хлеба. Автомагазин выезжает сразу после привоза продукта, чтобы на столе сельчан было все, как говорится, с пылу с жару. Хлеб доставляют каждый день по утрам. Но особенно много нюансов было с расписанием. В поселок Свислочь, где живут в основном работники СПК, автолавка, например, приезжает к концу их рабочего дня. Центральная улица длинная, до магазина не всем удобно идти, в особенности пожилым. А теперь труженики, возвращаясь с полей, могут купить все необходимое и пойти домой с продуктами.
Выдвигаемся в путь. Всего у автолавки два маршрута: сегодня 6 деревень, завтра — еще 9. Например, в Дорошевичах живет почти сотня сельчан, в соседних Витьках — только десять. Где-то больше людей в возрасте, где-то — молодежи. Помимо обязательной молочки, хлебобулочных и мясных изделий (одних колбас насчитала 15 видов) продается замороженная рыба, птица и мясо. К примеру, 1,5 кило вареной колбасы в среднем 13 рублей, 600 граммов ходовых копченых куриных бедер — 5 рублей 45 копеек, 1,5 килограмма замороженных окорочков — до 7 рублей, кило печенья на развес — 6 рублей 88 копеек, кирпичик хлеба — рубль с копейками. От выбора сладостей и вовсе глаза разбегаются! Не хватает морепродуктов? И те, уверяет продавец, если бы сельчане просили, обязательно бы завезли. К слову, по заявкам автолавка работает активно. Сейчас, например, сельчане просят привезти крышки для солений, летом — мороженое, арбузы, овощи от хозяйства или фрукты.
ЗАЕЗЖАЕМ в деревню, и водитель подает сигнал. Через минуту стекаются сельчане. Спешу познакомиться, пока те выстраиваются в очередь. Ромуальда Ивановна — в холода живет в Гродно, летом — на даче в деревне Огородники. Правда, из-за пандемии она здесь с весны и уезжать пока не собирается. В поселке магазина нет, все необходимое в выходные привозят из города дети. Но молоко и хлеб, считает дачница, на столе должны быть свежими. За всем, что ей требуется, идет к автолавке.
— Сегодня зашла закупиться кофе, колбаской, хлебом. Когда на выходные приезжают внуки, то и для них, городских приверед, на прилавке всегда найду что-то вкусненькое. Выбор прекрасный, что и говорить! Цены не выше, а то и ниже, чем в городе. А еще очень удобно, что можно некоторые продукты брать на развес. Например, к нам в деревню еще ходит автолавка от другой торговой сети. Там колбаска только палками, а мне одной зачем столько? Здесь взял немножко, попробовал. Удобно! И главный плюс — все свежее, — складывая в авоську продукты, рассказывает сельчанка.
В том, что время прибытия, особенно маршрут и места остановок автолавки действительно подобраны для жителей с учетом их пожеланий, легко убедиться, проехав с ее экипажем. Даже в небольших селениях останавливается по 2—3 раза, подъезжает и к отдаленным домикам, чтобы людям обеспечить комфорт. С такой покупательницей встречаюсь на окраине деревни Дорошевичи. Татьяна Ивановна живет одна, до магазина не близко. Экипаж автолавки приезжает прямо к ее дому.
Дачницы Антонина и Татьяна из деревни Огородники инициативу хозяйства считают замечательной. Автомагазин от другой сети притормаживает на краю деревни, что неудобно пожилым. А экипаж от хозяйства проезжает везде, остановится, если нужно, да и его место назначения в самом центре Огородников, причем всегда строго по расписанию.
— К нам даже с соседнего хутора женщина ездит. Раньше могла час ждать, а теперь приехала к указанному времени, купила все и — обратно, — уверяет Антонина.
За разговорами с сельчанами легко потерять чувство времени. Хотя мой экипаж и сетует, что непросто иной раз вписаться в график. Но не из-за разговоров, а потому, что на некоторых остановках может быть и более десятка покупателей, которым нельзя отказать, да и торопить людей с выбором неуместно.
— МЫ выезжаем утром и до самого вечера можем колесить. Так бывает обычно летом, когда много дачников. Но от расписания отстать нельзя, ведь нас ждут уже в другой деревне. Мой секрет быстрой работы в том, что я уже точно знаю, кто что любит и что купит. Всегда советую самое лучшее, а люди мне доверяют. Народ у нас чудесный. Сама ведь выросла в этих краях, в деревне Нетечи. А сейчас вот приезжаю туда как продавец. Покупатели смеются, что меня с пеленок помнят, и всегда стараются добрым словом подбодрить, — рассказывает о рабочих буднях Анастасия Апанасевич.
И действительно, слышала везде, куда бы ни приехали: «Привет, Настенька! Как там детки твои? Не болеют? А я тут с помидорами воюю».
Александр Викторович живет в деревне Горны уже почти 30 лет. Раньше здесь был стационарный магазин. Как только его закрыли, пустили автолавки. Устраивает ли ассортимент, интересуюсь.
— А что нам, сельчанам, летом надо? Вся еда на огороде растет. Молока, хлеба свежего — пожалуйста. Еще сейчас сезон закаток, так в автолавке крышки продают, например. Очень удобно. Вообще, все, что нужно, мы заказываем. И нет нужды в город ездить, тем более просить кого-то, — рассуждает тот.
ПОКУПКА автолавки обошлась хозяйству в 70 тысяч рублей, но считать ее окупаемость пока рано. Еще не прошло и года с момента запуска. Несмотря на то что проект был достаточно рискованный, ведь подобных примеров нет в районе, а то и во всей области, по отзывам покупателей, он себя оправдал. Выручка хорошая, народ доволен. Тем более стационарных магазинов в деревнях по маршруту, кроме как в Свислочи, нет. А главное, слава об автомагазине пошла по сарафанному радио. Это лучший на селе двигатель торговли.
— Идея не столько в деньгах, а в желании нашего руководителя хозяйства Василия Густыря сделать жизнь работников предприятия и ветеранов более комфортной. В эти деревни также ездят и автолавки потребкооперации, представители другой торговой сети. Мы обо всем договорились с конкурентами, разработали маршрут. Теперь все довольны. И с другими торговыми объектами у нас здоровые конкурентные отношения. Самое важное — людям доброе дело сделали. Они для нас главное богатство, — резюмирует Татьяна Евсейчик.
КОММЕНТАРИЙ
Директор Гродненского филиала Гродненского облпотребобщества Снежана ГЛАВНИЦКАЯ:
— В работе с СПК «Свислочь» у нас действительно не возникает проблем. Никто не демпингует, не препятствует торговле. Мы ведь трудимся на общее благо, для сельчан. Тем более у нас не пересекаются зоны обслуживания, график. В приоритете — обслужить своих клиентов, доставить им качественный товар своевременно. Что касается количества покупателей, то у нас ничего не изменилось. В летнее время даже добавляем в маршрут некоторые хутора и садовые товарищества.
krush@sb.by