— 9-я симфония Бетховена, 200-летию первого исполнения которой мы посвящаем программу открытия сезона — великое создание, которое нарушает законы и разрывает традиции предшественников, — уточняет маэстро Анисимов. — Впервые симфония заканчивается финалом с участием голосов — хора и солистов. Первые ноты новаторского произведения напоминают о создании Вселенной, а финал — о самых больших радостях человечества. Симфония ошеломила аудиторию. Исполняемая хором и солистами в финале «Ода к радости» Шиллера вдруг приобрела высокое духовное измерение. А человеческий голос, появившийся впервые в симфонической форме, оказал несомненное влияние на музыку на многие века вперед.
По мнению, Александра Анисимова, этот подвиг композитора тем более впечатляет, так как Бетховен создал эту эпическую музыку, будучи почти полностью глухим. Ее мы услышим в концертной программе 19 сентября. Не менее высокий симфонический накал ожидает публику и в концерте 1 октября, приуроченного к Международному дню музыки.
Артистом, героем симфонии был он сам, и сам же был автором программы, сюжетом которой была его история любви к ирландской актрисе Генриетте Смитсон. Программа подробно излагала события каждой части, впрочем, как сообщал композитор в предисловии, можно ограничиться только названиями пяти частей.
Все изумило современников композитора и продолжает изумлять и сейчас: необычная продолжительность симфонического романа (55 минут), красочность оркестровки, замена обычного во второй части менуэта или скерцо на вальс; вместо канонического Adagio в 3 части — пасторальная «Сцена в полях», с четырьмя литавристами и диалогом двух пастухов: гобоя за сценой и рожка в оркестре. И наконец, в 4 и 5 частях — усиление вдвое группы духовых и ударных, кларнет-пикколо, играющий трансформацию темы любви в крикливо уродливый танец; прием получивший широкое применение в музыке XIX–XX веков; изобретение Берлиоза — игра древком смычка на скрипках и альтах: стук костей в эпизоде пляски мертвецов.
В финале «Фантастической» удвоение духовых поручено студенческому оркестру Белорусской государственной академии музыки. Для оркестра и дирижера обе симфонии — серьезная и очень непростая, но увлекательная вершина мастерства.
19 сентября на открытие сезона симфонию Бетховена предваряют увертюра Моцарта «Идоменей» и шедевр музыки барокко — изумительный концерт Баха для скрипки и гобоя с оркестром, в котором солируют корифеи оркестра Юлия Стефанович и Роман Фирстов. В Бетховене к оркестру в финале присоединится Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Р. Ширмы и певцы — солисты Ирина Крикунова, Ксения Малахвейчук, Василий Липский и Станислав Трифонов.
В программе 1 октября, посвященной Международному дню музыки, уже есть изменения: оркестр принял предложение пианиста, профессора Владимира Дулова о замене фортепианного концерта Сен-Санса на 2-й концерт Бетховена.
— Кристальная ясность, филигранный блеск этого алмаза венского классика станет ярким контрастом безумной романтике «Фантастической симфонии» Берлиоза, — уверен Александр Анисимов, который эти два вечера будет приковывать к себе взгляды музыкантов и публики на дирижерском подиуме.
Фото из архива «СБ» и philharmonic.by