Миоры отпраздновали свое 500-летие

Люди и птицы на болоте

Репортеры «СОЮЗа» отправились в Миоры в гости к журавлям
Болото Ельня долгое время считали проблемой миорского края. То горело, то подтапливало окрестности. К слову, с финно–угорского языка название райцентра Миоры переводится как «озеро на низком месте». А потом здесь поняли: болото — это же богатство, которое может принести славу, известность и доход. Нынче уже переставший быть редким турист говорит Миоры, а подразумевает Ельня. Корреспонденты «СОЮЗа» отправились на северо–запад Беларуси, чтобы своими глазами увидеть, как эти топонимы настолько быстро стали синонимами.

В день нашего приезда Миоры гуляли. Казалось бы, всего несколько десятков лет назад с помпой отпраздновали 350–летие города, как разом постарели почти на полторы сотни столетия. Седин городу добавил местный краевед Витольд Ермоленок, нашедший в архиве упоминание имения Мерея Браславского повета Великого княжества Литовского, датированное 1514 годом. Так что Миорам уже пятьсот. Местечковый праздник решили превратить в международный. Как? Очень просто. Иностранцы помешаны на экологическом туризме и любовании первозданной природой. Почему бы этим не воспользоваться, объединив юбилей с местным фестивалем «Жураўлi i журавiны»? Журавiны — это клюква. По сути, здешний бренд. Именно болото Ельня, уверяют экологи, одно из самых богатых на эту ягоду в стране.


— К сожалению, в этом году в мае случились заморозки, и урожай клюквы не настолько богат. За ней приходится идти дальше, в более глухие места. В перспективе Ельня может приносить хорошие дивиденды, однако пока клюкву только замораживаем и продаем в Евросоюз, имея за нее, по большому счету, лишь добавленную стоимость. Второй год занимаемся вопросом, как наладить у себя переработку ягоды, делать из нее джемы и другие продукты. Составили бизнес–планы, нашли инвестора, но пока есть сложности технического характера, в частности по санитарным нормам, — рассказывает председатель Миорского райисполкома Игорь Кузнецов.

міоры2.jpg

Специалисты как–то подсчитали: с одной только Ельни ежегодно вывозят клюквы на полтора–два миллиона долларов. О рекордах этого года говорить еще рано — сезон в самом разгаре. Но, судя по прошлому, дело это прибыльное. Среднестатистическая семья в прошлом году за день в среднем зарабатывала на сборе клюквы по 30–40 американских долларов в эквиваленте. А лучшие сборщики сдали заготовителям до 800 килограммов ягоды.


— Конечно, точные суммы вам никто не назовет. Коммерческая тайна. Но известно, что в клюквенный сезон многие в районе берут отпуска, надевают сапоги и отправляются на болота. Причем если в еще один гидрологический заказник общегосударственного значения «Болото–Мох» ходят в основном местные, то на Ельню приезжают со всей страны. Деньги, заработанные на сборе клюквы, позволяют безбедно прожить всю зиму. Хотя на самом деле труд адский, — говорит о нюансах ягодного промысла председатель Перебродского сельского исполкома Виктор Деревянчик.


Зато полезный! О том, что хождение по болоту босыми ногами благоприятно влияет на здоровье, в Миорах мы слышали не раз. В следующем году гости фестиваля смогут испытать это на себе. А еще экологи напоминают: клюква — одна из самых ценных ягод. Как правильно ее готовить? Участники фестиваля наперебой мне рассказывают: не надо думать, что клюква — это только варенье, морсы и сладости в сахарной пудре. Оказывается, из этой болотной ягоды можно сотворить несколько десятков блюд. Пироги, вареники, торты, пирожные с клюквенной начинкой. Клюква как украшение для заливного и кислый соус для мяса. Салаты, в которых клюква — один из ингредиентов. Морсы и наливки. В общем, сплошной праздник для желудка.

міоры3.jpg

Только ягода — это все же символ, так сказать, для внутреннего пользования. То ли дело птицы. На гербе города Миоры нарисован лебедь, которых множество гнездится в камышах Миорского озера. Однако сегодня было бы вполне логично сделать «геральдическим» журавля. Птицу, которую из бумаги в два счета мастерят девчонки–школьницы на одном из фестивальных подворий. И ради которой на болото приезжают орнитологи со всей Европы.

міоры4.jpg

міоры5.jpg


В день фестиваля полюбоваться этой важной птицей мог почти каждый участник. Такую возможность предоставила общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны». Всех желающих возили к журавлиным местам на автобусах.


— Журавль — самая высокая птица в Беларуси, — уточняет член организации Анастасия Кузьменкова. — Ее рост достигает ста двадцати сантиметров. На этом кукурузном поле, куда журавли традиционно слетаются для кормежки, их около трехсот, хотя однажды на болоте их насчитали около семи тысяч. Почему птицы выбирают Ельню? Это одно из самых крупных верховых болот в Европе. Точка, где не только гнездятся наши журавли, но и делают остановку птицы из Скандинавии, которые летят через Беларусь на зимовку в теплые страны. Пробудут они тут до конца октября. Кстати, журавль занесен в Красную книгу.


Знаем. Как и то, что болото Ельня — это и есть наглядная Красная книга, энциклопедия природы. Здесь растет 15 видов краснокнижных растений и живет 22 вида редких птиц, среди них несколько пар чернозобой гагары. Чтобы эту красоту смогли увидеть и туристы, этим летом для них открыли полуторакилометровую экологическую тропу.


ДОСЬЕ «СОЮЗА»


Миоры — районный центр Витебской области с населением восемь тысяч человек, расположенный в 190 километрах западнее Витебска, где работает ряд предприятий пищевой, легкой, деревообрабатывающей отраслей промышленности. Городом он стал в 1972 году. Среди интересных туристу архитектурных достопримечательностей Успенский костел. Это памятник неоготической архитектуры, построенный в начале XX века. В городе действует историко–этнографический музей, экспонаты для экспозиции которого были собраны в результате экспедиции по району и раскопок городищ и курганов под руководством археолога Вадима Шадыро. Визитной карточкой города стала обновленная набережная Миорского озера протяженностью около 500 метров. В Миорах и окрестностях родились деятель хорового искусства, дирижер и народный артист СССР Геннадий Цитович, советский военачальник, командир 11–й дивизии атомных подводных лодок Краснознаменного Северного флота, Герой Советского Союза вице–адмирал Егор Томко и белорусский ученый в области невропатологии, доктор медицинских наук, профессор Иосиф Сосновик.


Прямая речь


Игорь Кузнецов, председатель Миорского райисполкома:

— Своим фестивалем мы хотим привлечь как можно больше людей к проблемам экологии. Почему нам интересна эта тема? Хотя бы потому, что на территории района есть несколько торфяных участков, которые в советские времена были разработаны, но по определенным причинам оказались невостребованными. Чем больше мы сможем заработать на торфе денег, тем больше вложим в решение наших экологических вопросов. Поэтому фестиваль «Жураўлi i журавiны» в первую очередь стал площадкой, он позволил свести тех, кто хочет заработать денег, с теми, кто хочет сохранить природу. Пока нам это удается. Кроме того, сегодня мы развиваем инвестиционный проект по строительству металлургического завода. В Канаде и США прошли все необходимые экологические экспертизы. Если бы я был бы хоть на один процент уверен, что будут какие–то побочные явления для экологии города или района, я бы никогда на это строительство не пошел. Тем более что нынешние металлургические комбинаты не подразумевают домны, которые были в прошлом веке.


deu@sb.by


Советская Белоруссия №183 (24564). Четверг, 25 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter