6 марта исполнилось бы 95 лет Анатолию Александровичу Лелявскому, режиссеру, драматургу, педагогу. Его нет с нами уже более двадцати лет, но свет от этой путеводной звезды белорусского кукольного театра все так же ярок...
Народный артист Беларуси купаловец Виктор Манаев, снова поразивший всех ценителей в самое сердце в блистательном “Ревизоре” Николая Пинигина... Острослов и франт Александр Вергунов, бывший “христофоровец” (бывших не бывает?), виртуозно поднимающий настроение и в утреннем эфире ОНТ, и на волне радио “Рокс” в шоу “Напарники”, замечательно сыгравший когда-то Репетилова в “Горе от ума” в театре имени М. Горького и теперь радующий нас разными гранями своего таланта в эксцентричной “Зойкиной квартире”, суровых “Подводниках”, эклектичной “Двенадцатой ночи” в постановке худрука Сергея Ковальчика. Вы не видели сэра Тоби Бэлча в исполнении Вергунова? Бегом в Русский!.. Выдумщик и оптимист Николай Рябычин, один из любимейших белорусских актеров режиссера Дмитрия Астрахана, организовавший в Ратомке, где у него родовое “гнездо”, жена-красавица и две дочери-интеллектуалки, фольклорно-юмористический коллектив “Цешча”, променявший недавно свободное плавание и вольные хлеба театрального фрилансера на академические подмостки театра имени Я. Купалы и уже дебютировавший в том же “Ревизоре”... Актер Владимир Воронков — голос медвежонка Топы, культового персонажа “Калыханкі”, триумфатор Национальной телевизионной премии “Телевершина-2016”, тоже бывший “христофоровец”, виртуозно перевоплощавшийся в женские образы не хуже Юрия Стоянова или Дастина Хоффмана. “У вас лицо проворовавшегося бухгалтера!” — сказал про него как-то режиссер Валерий Тодоровский и снял в одной из лучших своих картин “Любовник”... Степенный телеведущий СТВ Олег Степанюк, в прошлом актер Белорусского государственного театра кукол — многие до сих пор помнят спектакль “Дом, который построил Свифт”, в котором он играл сразу четыре центральные роли...
Какой цветник! Глаза разбегаются. Все эти люди и сегодня в обойме, в игре. Не сбавляют темпа. Что между ними общего? То, что все они, как и многие другие, — “птенцы” феноменального режиссера и педагога, народного артиста БССР Анатолия Лелявского, возглавлявшего Белорусский государственный театр кукол с 1956 по 1986 год. Тридцать лет — целая жизнь, целая эпоха. Чтобы вспомнить ее ушедший аромат и, естественно, самого режиссера (в быту, гастрольных поездках, на репетициях), собралась на этой неделе в театре кукол наша театральная элита. Показывали кадры хроники, признавались в любви, шутили...
Нынешний главный режиссер минского театра кукол Алексей Лелявский, успешный продолжатель театральной династии, лауреат Национальной театральной премии Беларуси и российской “Золотой маски”, активно работающий в лучших кукольных театрах Европы, рассказал о том, как повлиял на него отец. Алексей Анатольевич перечислил книги, которые читал для себя Лелявский-старший, за некоторыми из них приходилось обращаться в спецхран Ленинской библиотеки. А читал Анатолий Александрович, интеллектуал и эрудит с превосходным чувством юмора, всегда много, постоянно, системно. Помимо театральной литературы — книги по философии, психологии, истории... Режиссер должен все знать. Многие ли помнят об этом сегодня?
Анатолий Лелявский боролся со штампами, прежде всего со штампами человеческого мышления, раздвигал рамки жанров. Он первым вывел артистов-кукольников из-за ширмы.
Ох уж эти кукольники! Загадочный народ. Но вполне справедливо считают себя элитной театральной кастой. Тут нет фанфаронства драматических артистов, самолюбования оперных звезд. Где еще такое услышишь: “Анатолий Лелявский — не Сергей Образцов, который на всю жизнь прирос к тростевой кукле! Он все время искал новые формы!..” Или же: “На гастролях в Париже французские проститутки были очарованы не нами, молодыми актерами, а статью и элегантностью Анатолия Александровича! Они глаз от него не могли отвести!..”
— Поколение отца было, пожалуй, первым поколением с профессиональным образованием в кукольном театре, — отметил Алексей Лелявский. — До этого кто-то приходил из императорских училищ, кому-то просто захотелось заниматься кукольным театром. И это поколение было вынуждено приспособить свои знания, полученные в режиссуре драмы, для кукольного театра. И все то развитие, вся борьба мнений, творческие дискуссии разворачивались вокруг одного вопроса: какой должна быть кукольная режиссура? Каким должен быть театр кукол? Поэтому в Москве Сергей Образцов говорил про одно, в Ленинграде Михаил Королев про другое... Отец много писал о борьбе с натурализмом в театре. И эта борьба возникла не на пустом месте: драматический театр того времени погряз в натурализме. В театре кукол это было неприменимо. Сейчас нам легче работать потому, что мы используем тот предыдущий опыт.
— Кто-нибудь может вспомнить, что когда-либо обиделся на Анатолия Александровича? — спросил Александр Вергунов. — Ни разу не было никакого негатива. А что я только не вытворял! Он все терпел. Ко всем слабостям человеческим относился снисходительно. Он был фаталистом, многие случаи из жизни переносил после в свои спектакли.
— Фамилиями таких людей, как Анатолий Лелявский, надо называть улицы в Минске, — считает Виктор Манаев. — И неплохо было бы поставить в театре бюст в память о нем. В 1980-е годы попасть в минский театр кукол было невозможно, особенно на взрослые спектакли. В день, когда продавали билеты, стояла толпа возле театра, и нам звонили из ЦК КПБ: “Что у вас за манифестация?..” Лелявский — уникальная личность, он перевернул мою жизнь. Он создавал мир, в который было невозможно не влюбиться. Я видел такую самоотдачу, такое самопожертвование людей! Это была счастливая атмосфера. Я не стал бы артистом, если бы не был кукольником. Низкий поклон Анатолию Александровичу!
СПРАВКА “НГ”
Анатолий Лелявский родился в 1923 году в Москве. Поступил в Ташкентский театральный институт, где учился на режиссера драмы. Получив распределение в Усть-Каменогорский драмтеатр, параллельно стал подрабатывать режиссером кукольных спектаклей. В Министерстве культуры СССР ему предложили на выбор два кукольных театра — в Риге и Минске. Он выбрал Минск и не прогадал. Создал здесь более 70 спектаклей, сделал минский театр одним из лучших в СССР. В своих постановках Лелявский использовал разных кукол — тростевых, планшетных, марионеток. Наиболее значительные постановки его начального периода — “Иван-царевич и серый волк”, “Карлик-нос”, “Дед и журавль”. С середины 1960-х театр получил возможность работать в одном из залов кинотеатра “Пионер”. В его афише начали появляться спектакли по произведениям Маяковского, Лескова, Шукшина, Гашека и других авторов. Ставились экспериментальные спектакли для взрослого зрителя: “Прелестная Галатея”, “Божественная комедия”, “Клоп”, “До третьих петухов”, “Левша”, “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”, “Похождение бравого солдата Швейка”, “Жаворонок”. Мастера не стало в 1995-м.
КСТАТИ
Спектакли Анатолия Лелявского “Волшебная лампа Аладдина” и “Красная Шапочка” идут в репертуаре Белорусского государственного театра кукол до сих пор: 35-й и 32-й сезон соответственно. Для белорусского театра кукол это рекорд среди спектаклей для детей. В апреле 2018 года Алексей Лелявский намерен возобновить спектакль “Веселый цирк” по пьесе Анатолия Лелявского.
pepel@sb.by
Фото из архива Белорусского государственного театра кукол
Театралы отметили на этой неделе 95-летие со дня рождения театрального режиссера Анатолия Лелявского
Люди и куклы
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.