Приходит время, когда ты думаешь не о себе, своих интересах и потребностях, а о том, что будет с твоей страной завтра. Почему мудрый белорусский народ, пусть даже его крошечная часть, пошел на поводу у Запада? Был готов своими же руками угробить свое государство, вычеркнуть из жизни мать, брата, друга, мужа, сына только за их мнение. Этими же вопросами задавалась и моя собеседница — проживающая в Германии этническая белоруска, педагог Вильгельмина Шабуцкая.
— Потому что это и моя Беларусь, мой народ и мой Батька. Я родилась на маленьком хуторе Миорщины. Потом с семьей уехала в Казахстан, к деду (он в 1953 году отправился на освоение целинных и залежных земель). Там окончила с золотой медалью школу, пединститут с отличием. Работала в школе, где встретила своего будущего мужа — учителя физкультуры, этнического немца. Поженились, родился сын.
Перестройка. Страшное время. Казахстан даже с его богатыми ресурсами (как я говорю, там почти вся таблица Менделеева) сильно пострадал. Белорусы даже не представляют, насколько катастрофической была бы их участь, если б не Батька… В общем, я пережила весь этот ужас в Казахстане — без отопления школы, больницы, детсады, дома, нет электричества, продуктов, пенсий и зарплат, автобусы не ходят, дороги не чистят… Уничтожались, просто исчезали поселки, помню эти глазницы пустых домов, когда-то элитных. До перестройки в Казахстане даже совхозы были миллионерами. Все рушилось на глазах. Когда я в прошлом году увидела, что «памяркоўных» белорусов ведут в ту же пропасть, не смогла молчать.
С середины 1990-х я жила в Германии, уехала вслед за мужем и сыном. Но, знаете, душила такая ностальгия по дому, что порой было трудно дышать. Снились белорусские туманы, леса, наш хутор. Казалось, будто проживаешь не жизнь, а черновик, и только вернувшись домой, заживешь по-настоящему. В общем, когда сыну исполнилось 18 лет, поехала в Беларусь, работала школьным учителем. Здесь мои мама и сестра (отец похоронен в Казахстане). У сестры муж, кстати, тоже немец, работает на железной дороге. Достаточно быстро сделал в Беларуси карьеру, построил дом.
Поняла простую вещь: мало быть по паспорту белорусом, россиянином, татарином, обязательно нужно жить со своим народом, проживать с ним общую историю.— А если посмотреть на события в нашей стране с позиции заграничного человека, вашего окружения в Германии?
— Не совсем были понятны поступки части белорусов, за что они вышли. Одно дело — бедственное положение, нищета, есть нечего. Но тут на улицу выходили сытые, хорошо одетые люди с дорогими гаджетами. Мое русскоговорящее окружение против мятежей и однозначно поддерживает Александра Лукашенко. Немцам сложнее, ведь местное телевидение навязывало им однобокую картинку происходящего. Однако стоило включить голову, как все становилось на свои места, была видна ложь — и в рассказах о якобы насилии, и о «мирных» протестующих. Мы прекрасно видели, что недожурналисты изначально приготовились снимать победившую толпу. Не сложилось, их выдавливали, картинка не срасталась, вещание заканчивалось. Победил Президент и силовой блок. Если бы в первые дни проявили мягкотелость, даже не представляете, в каком аду сейчас были бы белорусы.
— Нас и раньше-то не оставляли в покое, но почему Запад показал зубы сейчас?
— Он давно к этому готовился. К примеру, молодежь: она имеет визы в Европу, чаще ездит в Вильнюс и Варшаву, чем в Россию, учится в Литве и Польше, опутана разными образовательными проектами… Или все эти НКО, НПО. Я когда-то училась в Минске в Академии последипломного образования. Тогда преподавали известные оппозиционные деятели Мацкевич Владимир и его супруга. Знаю их лично. У них под крышей госучреждения было пять выпусков групп менеджеров в сфере образования. Это ужас, что там говорилось! Мацкевич, напомню, вернувшись в Беларусь в 1994‑м, принялся за реформу образования. Он же — основатель некоммерческой инициативы «Летучий университет», где людям вбивали в головы разрушительные идеи через лекции, якобы исследования, издавали книги. Я смотрела на все это и не понимала: неужели государство не видит этих вредителей? Или возьмите учебники истории Беларуси, о чем они? Там столько про ВКЛ и Речь Посполитую, а Великая Отечественная война словно проходящая тема. Пообщавшись с современными историками, я еще больше удивилась их более чем странной позиции.
Между тем история начинается с семьи, отчего дома, родного края. Я интересуюсь историей своего рода. Вот смотрю на некоторых учителей, формальную работу.
Не надо громких слов, любовь к Родине должна быть тихой. Громкий голос должен быть — когда это надо, как в ситуации прошлого года. А вообще должна быть каждодневная тихая работа. Как-то же умела советская идеология воспитать патриотов, идеологию, которую несем в себе через годы.— Сейчас много разговоров о том, кому завтра доверить страну.
— Меня это очень беспокоит. Вот то же образование. Школа заформализована страшно. Учителю же некогда заниматься главным делом — воспитывать и учить детей, потому что его завалили кучей бумаг. Еще вопрос к методистам: вы помощники педагогов или контролеры? Человеку уже на пенсию, а его все инспектируют. Твоя задача — помогать, а не создавать педагогу трудности. Не может учитель, который всего боится, воспитать свободомыслящего человека. Учитель должен быть человеком уважаемым. Вон уже выросло целое поколение родителей и детей, которые лучше всех «знают» об образовании и воспитании.
Еще — страшное зло, когда с самым низким баллом идут в пединституты. Все же наше поколение — учителя по призванию. Я окончила школу с золотой медалью и пошла в педагоги не потому, что мне край как надо было куда-то поступить. И мои учителя — это люди глубокие, уважение к ним несу через годы. То, какими мы стали, это заслуга учителей. А сейчас? Многие ведь превратились в урокодателей, тех, кто оказывает образовательную услугу. Такого не должно быть.
— Мое мнение: образование и особенно история — важнейшие стратегические направления, поэтому на такие факультеты должен быть серьезный отбор вплоть до особых проверок кандидата и контроля за ним.
— Сто процентов! На тот же исторический факультет не должны прийти разрушители государства и люди случайные. Культура и идеология — то же самое. Кстати, почему ввели 10-балльную систему оценки, что, 5-балльной не хватало? Хватало. А болонская система образования?.. Знаете, зачем вся эта мишура? Чтобы оторвать от крепкой советской системы образования. А ведь она славилась во всем мире. Другие страны многое брали из нее при собственной реорганизации. А мы ее… ломаем. Переписываем учебники, на соросовские деньги издаем книги, которые формируют новую «историю». Книги — кто их сейчас читает? К ним нужно в семье приучать. Книга развивает мышление, память. Советский мультик, сказка учат ребенка добру и традиционным ценностям.
— Нам могут парировать: мол, где взять столько педагогов по призванию?
— Знаете, пусть их будет меньше, но это будут те люди, которые достойны. В любом случае нужно продолжать работать — с детьми, родителями, учителями. Районы не проверками должны заниматься, а целенаправленно помогать, показывать преимущества. К примеру, о сбалансированных горячих обедах в ваших детсадах и школах, а не как у нас, — дети с ссобойками.
Вот ввели должности военруков. Но почему-то обязательно наличие педобразования. Есть ведь люди с военным, боевым опытом, которые так расскажут о любви к Родине, ценности человеческой жизни, дружбе, что до мурашек. Пусть это будет военный отставник, тот же афганец. Зато настоящий патриот, который нужен детям. Есть вещи, которые необходимо прожить. Это и есть народные педагоги.Нельзя больше ошибаться. Вон выросли родители — традиционные ценности им заменили деньги. Где задница в тепле — там для них и родина. На учителя такие смотрят свысока, как на обслугу… Реорганизация должна быть структурная — в образовании, культуре и идеологии. Я бы идеологов, присмотревшись, сильно бы проредила. Уж сейчас-то можно наконец повылезать из нор и начать бороться в информационном поле за СВОЮ страну, за людей.
— Позвольте о личности Президента...
— Я много думала о нем. Где он только силы берет? Недаром зовут Батькой. Выдающаяся фигура на мировой арене. В нем сошлось все лучшее, что есть в белорусском человеке. Откуда в нем это? От материнской любви, родной земли, внутреннего осознания своей роли? Может, он достался Беларуси за все беды, что на нее сваливались? Вам сильно повезло, что на таком переломном этапе истории — перестроечном — именно такой человек оказался у руля. Если бы белорусы вляпались в такое, как когда-то Казахстан или Украина…
Батька прост, как правда. И в этой простоте его сила. Через годы, поколения поймут, насколько велик этот человек. Ведь он спас белорусов от многого. Своей широкой спиной заслонил в 1990-е годы, уберег вас от войн и теперь спас. И когда начинают искать заграничные счета, приписывают какие-то богатства, это так нелепо выглядит.
У Александра Григорьевича есть самое главное богатство — его Родина, белорусы. Ему некогда отдыхать. Он хочет, чтобы человеку было хорошо в деревне, городе, в каждом доме. Для него все это не работа, это служение. Служение своему народу, своей стране.Он как мощный зубр, вожак, символ Беларуси. За границей Беларусь ассоциируется с Батькой, и никак иначе. А вот это: мол, он должен уйти. С чего бы? Он 26 лет создавал страну, а тут пришли какие-то перцы и решили все развалить. Мало в других странах примеров? У него огромный опыт за плечами. Случайные фигуры, однодневки, не должны быть в политике. Каждому, кто был на улице, хотела кричать: очнись, ты же Родину предаешь! И когда где-то говорили о Батьке плохо, у меня чувство — что это плюют в моего отца. За что? Он жизнь за вас положил!