Любовь — это не соловьиные стоны

В Международной федерации гимнастики заявили: дескать, в Азербайджане некоторых спортсменок избивали мобильным телефоном. И это, как выясняется, мировой тренд. Что вообще происходит?

Бывший главный тренер сборной Азербайджана по художественной гимнастике Мариана Василева отстранена от участия в любых мероприятиях под эгидой Международной федерации гимнастики (FIG) на 8 лет за нарушения, связанные с физическим воздействием на спортсменок. Такое решение приняла дисциплинарная комиссия Фонда гимнастической этики (GEF), и последствия его вполне могут пошатнуть устои одного из самых красивых видов спорта.

В обнародованном приговоре говорится, что «г-жа Мариана Василева несет ответственность за различные виды жестокого обращения и физического насилия в отношении спорт­сменов», в том числе за принуждение спортсменов выступать или тренироваться, когда они не в состоянии это делать; за устные оскорбления и пристыжение спортсменов из-за их веса; за удержание денег и/или вознаграждений спортсменов; за лишение и/или недопущение спортсменов к общению с семьями и/или другому частному общению путем лишения их мобильных телефонов. Сейчас Мариане Василевой пожизненно запрещено работать главным тренером в любой национальной федерации.

Наказанию со стороны GEF подвергнута и Сияна Василева, дочь Марианы, ныне исполняющая обязанности главного тренера азербайджанской команды, и еще один тренер Евгения Виляева, и собственно Федерация гимнастики Азербайджана (AGF). Первая отстранена на 18 месяцев с приостановкой санкции на три года в случае прохождения «курсов по предотвращению ненадлежащих практик и защиты детей». Вторая за преследование девушек из-за веса отстранена на 12 месяцев с приостановкой санкций на два года. 

Сияна и Мариана Василевы.

С чего всё началось?

Дело было доведено до сведения GEF в июле 2020 года, после чего было проведено масштабное расследование, и в июне 2023-го было подано уведомление о предъявлении обвинений в предполагаемом физическом и психологическом насилии со стороны тренеров AGF в отношении нескольких гимнастов на протяжении многих лет, что является нарушением многочисленных положений Устава FIG, Кодекса этики, Кодекса дисциплины, а также Политики и процедур по обеспечению безопасности и защиты участников гимнастических соревнований.

По делу проходили 12 свидетелей, имена которых не называются, но известно, что среди них семь гимнасток и три тренера. Согласно их показаниям, в бытность главным тренером Мариана Василева била и царапала гимнасток, заставляла их тренироваться и выступать на фоне боли, когда девушки были травмированы. Также наставница оскорбляла подопечных и штрафовала из-за лишнего веса, отбирала у спортсменок мобильные телефоны, лишая их связи с семьями, и угрожала родителям, которые пытались вступиться за дочерей. Сияна из-за ошибок на тренировках неоднократно била гимнасток мобильным телефоном (это как?) и булавами, а также душила девушек.

Кто такие Василевы?

Болгарка Мариана Василева-Тотева приехала работать в Азербайджан в 2007 году и вскоре стала главным тренером национальной команды. Как отмечает российский «Спорт-экспресс», под ее началом азербайджанские девушки существенно улучшили свои результаты, хотя первые слухи о жестких методах работы болгарской специалистки просочились в СМИ еще перед Олимпиадой-2016. Три с лишним года назад Мариана Василева получила в Баку новую государственную должность, став заместителем министра молодежи и спорта. Министром, что важно, и тогда, и сейчас является Фарид Гаибов, который одновременно возглавляет и Европейский гимнастический союз. 

Сияна Василева в 15 лет стала самым молодым натурализованным спортсменом в истории Азербайджана. Она брала для своей новой страны медали чемпионата Европы, а в ­2021-м была избрана в комиссию спорт­сменов Международной федерации гимнастики. На посту главного тренера сборной Азербайджана она заменила свою мать.

Кодекс чести

В 2022 году Международная федерация гимнастики опубликовала новую редакцию Кодекса поведения для спорт­сменов, тренеров, медперсонала и официальных лиц, который стал своеобразным ответом на многочисленные скандалы в этом виде спорта. Он запрещает тренерам «необоснованный физический контакт» со спорт­сменами. «Долгосрочное физическое и психическое здоровье, безопасность и благополучие каждого спортсмена» объявлены большим приоритетом, чем спортивный результат. Согласно документу, тренеры и персонал должны «воздерживаться от любых неуместных, бестактных, оскорбительных, насмешливых или критических комментариев в отношении внешности, формы тела или веса спортсмена». Также, согласно новым правилам, «любой физический контакт со спортсменом должен соответствовать ситуации и быть необходимым для развития навыков спортсмена и/или его безопасности».

В недавнем комментарии «СЭ» подчеркивает, что введенные три года назад правила стали ответом на многочисленные скандалы с насилием над спорт­сменами в разных дисциплинах гимнастики, самым громким из которых стал суд над бывшим врачом сборной США Ларри Нассаром, получившим почти 300 лет тюрьмы (!) за насилие и развратные действия по отношению к десяткам юных спортсменок. Среди его жертв были олимпийские чемпионки Симона Байлз и Александра Райсман, а также множество обычных физкультурниц. Свои преступления Нассар творил два десятилетия при попустительстве спортивных функционеров и правоохранительных органов. 

Ларри Нассар (в центре) — большой злодей.

Скандалы с издевательствами в отношении гимнастов и некорректным поведением тренеров также полыхали в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Греции, Нидерландах и Швейцарии. В некоторых случаях обвиняемые специалисты были уволены, получили взыскания и даже тюремные сроки.

В России, где обе гимнастики — спортивная и художественная — давно вознесены на воображаемый пьедестал, тоже гремело, и гремело громко. 

В прошлом мае олимпийская чемпионка Рио Маргарита Мамун дала крайне резонансное интервью. В нем она рассказала о пережитых в детстве домогательствах тренера. Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике отметила, что тренировалась под его руководством с 9 до 13 лет: «Его нет в живых, поэтому, наверное, я могу рассказать об этом. Не знаю, как бы я поступила, (если бы он был жив). Наверное, были бы суды сто процентов, я бы даже хотела этого. Он принес очень много боли очень многим людям... Он делал разные вещи. До самого страшного, слава богу, не дошло — в моем случае. Но вот эти сажания на колени, якобы массаж ног, но ты понимаешь, что это не массаж ног, это идет уже выше положенного, какие-то касания. Люди делятся на разные типы реагирования. В моем случае это было «замри». Меня просто всю парализовало в такие моменты, потому что это не было что-то агрессивное. Как будто бы мне показалось. Я не могла понять, что это. Я понимала, что что-то не то, что мне некомфортно, что мне страшно, что так быть не должно».

Александра Райсман и Симона Байлз (крайние слева) на сенатских слушаниях по делу о домогательствах в американской гимнастике.
Фото АР

Досталось тогда и знаменитому тренеру российских гимнасток Ирине Винер: «Если я скажу, что мне до прошлого года Ирина Александровна продолжала сниться? Мне снились тренировки, какие-то крики, мне снилось, что я продолжаю заслуживать ее одобрение и любовь. Это все равно оставляет след. Как бы я это ни прятала, как бы я ни говорила себе, что не воспринимала это на свой счет, ни старалась абстрагироваться и воспринимать это как шум... А как ты еще справишься? Но это, безусловно, оставило след. Понятно, что олимпийская медаль все сглаживает, золото и весь этот триумф в конце... Но знаешь, это как с абьюзивными родителями. Они тебе дали жизнь, тебя вырастили, а потом ты вспоминаешь какие-то моменты из детства, и ты одновременно и любишь, и не можешь забыть этих вещей…»

Трудный диалог Ирины Винер и Маргариты Мамун.

Винер ответила ученице образно: «В интервью Рита говорит о многих вещах. Но, деточка моя, ты воспитала кого-нибудь в жизни? Ты воспитываешь своего сына. Дай бог, чтобы он вырос действительно настоящим человеком, и тогда мы увидим. Но тренером, видимо, ты никогда не сможешь быть, тем более воспитать звезду! Ведь «любовь, как писал Омар Хайям, — это не соловьиные стоны. Жизнь свою отдавать, умирая, — любовь!».

Маргарита Мамун.

Место встречи — Баку?

Представители Фонда гимнастической этики заявили, что Федерация гимнастики Азербайджана ответственна за все нарушения, допущенные тренерами. В качестве наказания AGF отстранена от участия в любых мероприятиях FIG и других международных мероприятиях на шесть месяцев. Федерация не примет участия в 25-м заседании Совета FIG в Кавре (Мальта) в 2025 году и в 86-м конгрессе в Бангкоке (Таиланд) в 2026-м.

При этом в феврале, марте и апреле этого года в Баку планировали провести этапы Кубка мира по прыжкам на батуте, спортивной и художественной гимнастике. Что будет с ними — пока непонятно.

Под руководством Сияны Василевой азербайджанская сборная в групповых упражнениях заняла историческое пятое место на Олимпиаде в Париже.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мариана Василева (в интервью информационному агентству «Тренд» в 2013 году):

— Что касается меня, то, живя в Баку, я изменила свой характер. Стала намного строже. Азербайджан меня научил быть сильнее и вставать после того, как упала. 

Это для меня очень важно. И я очень благодарна руководству национальной федерации, ее президенту Мехрибан Алиевой, которые поверили в меня и позволили учиться на своих ошибках.

ДОСЛОВНО

Сияна Василева (в интервью 1news.az в 2022 году):

— Я строгий тренер. При этом тренер-организатор. Сейчас поколение спортсменов изменилось. Дети больше времени уделяют гаджетам, телефонам. Гимнастки приходят будто они уже все знают. И под это приходится адаптироваться. К каждому спортсмену должен быть индивидуальный подход. В групповой команде подход, с одной стороны, должен быть общим, а с другой — к каждому индивидуальный. Я всегда была капитаном команды, поэтому какие-то лидерские качества помогли мне стать тренером. С дисциплиной у меня всегда все было хорошо. И это было первым, что я стала требовать от девочек…

Пощечины во благо результата

Майк Бэбкок.
Тема токсичного обращения тренеров со спортсменами сейчас обсуждается буквально по всему миру. Еще 10—20 лет назад такие тренерские методы считались нормой, но сегодня дела обстоят иначе. По этой причине выдвигается масса обвинений против тренеров старой формации, которые в своей работе используют проверенные временем методы. И казалось бы, справедливо, когда разбирательства, в том числе судебные, идут вокруг историй с сексуальными домогательствами или разного рода психологическими унижениями, но что если тема абъюза начинает звучать в таком брутальном виде спорта, как хоккей, причем мужской. Хоккейный клуб НХЛ «Торонто Мэйпл Лифз» уволил главного тренера Майка Бэбкока, который дважды приводил сборные Канады к золоту Олимпийских игр, а «Детройт Ред Уингз» — к завоеванию Кубка Стэнли, только за то, что однажды он попросил нападающего Митча Марнера составить список самых трудолюбивых и ленивых игроков команды, а затем зачитал его перед всеми хоккеистами.

При этом в наших широтах мало кого удивляет, что легендарный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова в разговоре с журналистом способна сказать, что в работе тренера нет никакой планки допустимой жестокости. «С какой стати нельзя повышать голос? Когда человек сто раз делает ошибку, которая может привести к тяжелой травме... Вот мы и кричим, — отмечает она, добавляя, что не раз допускала рукоприкладство в работе. — Не железным желобом по голове бьют же. Вот треснуть можно. С большим удовольствием! Я такое практиковала к своим спортсменам, а они потом улучшились. Этот способ редко применяемый, но эффективный».

И в качестве примера, когда так называемая палочная система дает результат, многие приводят школу Этери Тутберидзе, которая буквально поставила на поток выпуск олимпийских чемпионок. Впрочем, многие не забыли и эпизод, случившийся после женской произвольной программы на Олимпиаде-2022, когда знаменитый тренер начала предъявлять претензии своей воспитаннице Камиле Валиевой, которая совершила множество ошибок под давлением шумихи вокруг допингового дела. «Ну что ты так отпустила-то все? Почему ты вообще перестала бороться? Ну объясни, ты где-то после акселя вообще отпустила», — сказала Тутберидзе перед телекамерой. После этого не удержался от комментария даже президент МОК Томас Бах: «Я увидел, как холодно ее встретили со льда тренеры. Ей не создали комфорт, с ней говорили очень холодно. Это просто меня потрясло, это был какой-то жест разъединения. Для меня это сильное впечатление. Не понимаю, как можно быть настолько холодными по отношению к этой девочке».

Камила Валиева.

При этом Этери Тутберидзе не считает себя жестоким тренером: «Я не считаю нашу команду или наши методы жесткими или уж тем более жестокими. Потому что наша система все-таки носит некий рекомендательный характер. Любой спортсмен имеет право как однократно, так и системно отказаться от выполнения задания. Ну а результат, к радости или к сожалению, мы видим налицо. Мы не настаиваем. Приходим, даем задания, а дальше спортсмен…»

Маргарита Мамун на своем примере подвела итог дискуссии о разнице восприятия жестких методов тренеров у нас и на Западе: «Когда я захожу на YouTube и смотрю комментарии под фильмом «За пределом», все англоязычные комментарии никак не одобряют агрессии и оскорбления, и все русскоязычные говорят: да, так и надо, сама виновата. Я и правда во многом там сама виновата. Я думаю, это пережитки советского прошлого, советского воспитания. Кричать, а многие же и бьют... У нас это оправдано».

Кирилл КНЯЗЕВ, infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter