Уроженка деревни Кузьковичи Быховского района Людмила Богданович росла в дружной многодетной семье. Ее родители, добрые, честные сельские труженики, передовики производства, растили восьмерых детей. И все же на долю младшей Людмилы выпало немало горя: когда ей было десять лет, умерла мама. На всю жизнь она запомнила, как не хватает ребенку материнского тепла, даже если отец хороший, заботливый. Наверное, поэтому со временем у нее и появилось желание помогать детям, осиротевшим при живых родителях, обездоленным.
Повзрослев, она, как ей поначалу казалось, встретила достойного парня, вышла замуж. Отец устроил для дочери пышную свадьбу. Однако семейная жизнь не сложилась... Своего нынешнего мужа Николая Богдановича Людмила встретила в агрогородке Барколабово (здесь семья живет и сегодня), когда вернулась в Быховский район после развода. Двое ее детей от первого брака, Вера и Коля, сразу стали звать Николая папой, во втором браке родился младший сын Юра. Сейчас дети взрослые, сыновья купили здание, организовали автосервис, а дочь окончила техникум, но пока не работает: ухаживает за болезненным ребенком, внучкой Людмилы и Николая. Кстати, у них уже четыре внучки в возрасте от 3 до 16 лет.
Вырастив своих детей, Богдановичи стали брать приемных. Четверых уже выпустили в самостоятельную жизнь, но постоянно с ними общаются, встречаются, радуются их успехам. Трое из тех первых приемных детей были из одной семьи — Марина, Алла и Влад. Чуть позже появился четвертый, Егор.
Марина вышла замуж, ждет ребенка. Алла учится в институте в Минске, а летом подрабатывает в ресторане быстрого питания, чтобы заработать на обновки, учебу. Влад работает сварщиком в Могилевском районе, хорошо зарабатывает, хочет заочно получить высшее образование, а Егор учится в лицее в Шклове.
Радости и печали
Людмила и Николай долго занимались фермерством — свиноводством. Но в 2010 году вспыхнула африканская чума, ферму пришлось закрыть. За накопленные деньги купили большой дом, чтобы открыть детский дом семейного типа. Руководство местного сельхозпредприятия поначалу удивлялось: а что вы с этого будете иметь? Людмила тогда очень обиделась: как же можно стремиться иметь выгоду с обездоленных детей?! Да любые нормальные приемные родители, напротив, постоянно в них вкладывают.Вот и они вложили в ремонт дома более 10 тысяч долларов, деньги по тем временам, да еще для сельской местности, весьма серьезные. Людмила рассказывает:
— Нам очень хотелось, чтобы дети жили в уюте, не в тесноте, чтобы ни в чем не нуждались. При этом мы с мужем не привыкли ни у кого просить помощи — не стали дожидаться, пока дом нам выделит государство.
Сейчас они воспитывают семерых приемных детей, четверо — из одной семьи: 13-летняя Виктория, 9-летняя Александра, 7-летняя Каролина и 6-летний Даниил. Все девочки — школьницы, только их младший братик пока ходит в детский сад. Сначала из этой семьи у Богдановичей воспитывались пять детей, включая самого маленького, четырехлетнего Максимку. Однако вскоре малыша усыновила бездетная семейная пара. Людмиле усыновители очень понравились, но, когда они малыша забрали, душа у нее долго болела: успела привязаться к мальчику, как к родному. Посмотрит на забытую им игрушку — и чуть не в слезы, такая тоска пробирает. Зато родная мама малыша, лишенная на него родительских прав, отнеслась к усыновлению очень спокойно и родила еще одного ребенка.
Когда Максима забирали усыновители, сестер и брата не было дома — кто в школе был, кто в детском саду. Малыш оставил каждому пожелания на видео. Больше всех после расставания с братиком расстроилась старшая Виктория — несколько дней ходила сама не своя.
Помимо этих детей, Богдановичи воспитывают 12-летнего Максима, 13-летних Диму и Даника. Так что Даниилов в семье двое — старший и младший.
Каролина наслаждается последними днями школьных каникул.
Их взрослое детство
Людмила с Николаем не скрывают:— Все эти дети, несмотря на нашу заботу, подраненные, обездоленные. Когда они попадают к приемным родителям совсем маленькими, привыкают быстро. Но большинство из наших нынешних воспитанников попали к нам постарше, когда очень не хочется идти жить к чужим «дяде с тетей», какими бы плохими ни были биологические родители. У всех разные, достаточно сложные характеры. Сначала нам казалось, что, несмотря на немалый опыт воспитания, с этими мы не справимся. Но терпение, хорошее отношение сделали свое дело, детвора потихоньку оттаяла, стала нам доверять. При этом тоска по биологическим родителям никуда не делась.
Их навещают тети, бабушки, а изредка и лишенные родительских прав матери. Иногда после таких встреч дети долго ходят подавленными.
— Мы ведь уже большие, понимаем, что наши матери — пьяницы, но ничего не можем с собой поделать, все равно по ним скучаем, — говорят они приемным родителям.
Воспитанники Людмилы и Николая звонят родным мамам, просят, умоляют: «Не пей». Однако тем, похоже, до чувств, переживаний сыновей и дочерей нет никакого дела.
Зато Богдановичи постоянно доказывают свою любовь к этим детям на деле. Глава семьи не только работает экспедитором на предприятии, но и еще он ремесленник, на все руки мастер. Вырезал из металла стрекоз, бабочек, установил их на подворье. Здесь же сделанные его руками деревянные боровички и беседка.
Деньги, которые Николай зарабатывает ремесленной деятельностью, семья откладывает — все идут на приемных детей. И государство помогает — платит по 400 рублей на каждого. А Богдановичи делают все возможное, чтобы детвора ни в чем не нуждалась.
Недавно 12-летний Максим поступил в гомельский лицей МЧС на бюджет. Он всерьез занимается спортом, особенно боксом, и мечтал стать спасателем. В качестве подарка по этому случаю Людмила с Николаем купили ему велосипед за 1200 рублей: вместе ездили в магазин, парнишка сам выбирал. Для этого использовали накопления из заветной коробочки.
Максим всерьез увлекается спортом, особенно боксом. Недавно поступил в лицей МЧС.
На днях мама с папой повезут приемного сына заселять в общежитие. Ему купили новую одежду, оформили банковскую карточку. Богдановичи понимают: подростку понадобятся карманные деньги, например, когда будет гулять по городу.
Когда Людмила готовит что-то вкусное, всегда ставит на стол кастрюлю, чтобы каждый брал сколько хочет. Когда печет торт (а она знатная кулинарка) — съедается все до кусочка, в семье не принято оставлять что-то на завтра.
Навсегда останутся своими
У всех старших детей хорошие смартфоны, а они, как известно, тоже стоят немалых денег. А недавно в агрогородке был праздник, и Людмила дала каждому ребенку по 15 рублей, чтобы и на качелях-каруселях покатались, и отведали предлагаемые торговлей лакомства.Девочки любят хорошо одеваться, это тоже учитывается.
Летом затраты в семье возрастают: все дети дома, нужно их покормить три раза в день. Когда начнется учебный год и детвора будет питаться в школе, станет чуть-чуть полегче. Но ведь и к школе нужно подготовиться: всем купить форму, канцелярские принадлежности и многое другое. От этого у приемных родителей просто голова идет кругом.
Как же у них получается покрывать все расходы? Дело в том, что семья очень работящая: держат кур, свиней — яйца и мясо на столе всегда домашние. Также выращивают зерно, чтобы прокормить свою живность. Иногда удается продать лоток яиц. А у главы семьи с золотыми руками всегда есть заказы.
Даниил – самый младший в семье. Он еще ходит в детский сад.
Людмила рассказала по секрету:
— Через три года мне на пенсию, но этих детей не брошу, буду растить до их совершеннолетия, не допущу, чтобы они опять привыкали к чужим людям. Тем более мы с Николаем каждого из них любим.
Кстати, семья Богдановичей очень благодарна сотрудникам главного управления юстиции Могилевского облисполкома, которые взяли над их детворой шефство. Ежегодно перед Новым годом привозят подарки. Причем заранее звонят и спрашивают, что детям надо. Уже подарили наручные часы, лыжи и многое другое. Всегда везут с собой сладости. Конечно, дети ждут их с нетерпением. И все же каждый из этих мальчиков и девочек надеется, что их биологические родители возьмут себя в руки, поборют пагубные привычки, вспомнят о своих сыновьях и дочерях. Это было бы для них самым лучшим подарком.
Mendeleva@sb.by
Фото Сергея ЛЕВЧЕНКО и из архива семьи БОГДАНОВИЧЕЙ.