Президент Беларуси Александр Лукашенко прокомментировал информационный вброс о том, что на территорию Беларуси зашли беспилотные летательные аппараты одновременно с полетом его вертолета.
Фото president.gov.by
Отвечая на соответствующий вопрос в ходе общения с жителями агрогородка Парохонск Пинского района Брестской области, Глава государства отметил:
— Чтобы отмести всякие инсинуации по поводу моего вертолета, дрона, прочего: это не мои проблемы. Это проблемы службы безопасности, пусть они смотрят, где дроны летают и куда вертолету Президента лететь. Я действительно к этому так отношусь.
Глава государства рассказал, что и сегодня из-за погодных условий (утром был туман) задержан вылет в Парохонск. От Президента последовало только одно поручение — разобраться сотрудникам самим вместе с пилотами и принять решение:
— Нельзя лететь — значит, в воскресенье полетим, перенесем мероприятие в «Парохонском».
В итоге было принято решение отложить вылет на час. Александр Лукашенко поделился наблюдением:
— Смотрю, летели они очень низко, необычно низко. Ну, наверное, чтобы электронными средствами из Украины было не видно… Нормально прилетели… Поэтому я тут особо не парюсь, как в народе говорят, по этому поводу.
Глава государства указал на главный момент:
— Знаете, сбить вертолет Президента — ну, это война, которая украинцам не нужна. Поэтому я не думаю, что там, в Украине, те, кто принимает решения, озабочены этой проблемой. Хотя, конечно, что говорить, это неприятно. Мы всегда к украинцам с распростертыми руками, но они в последнее время не очень, особенно верхушка, по отношению к нам себя ведут.
Говоря о БПЛА в целом, Президент отметил, что это уже не новинка в войсках, но сделать его массовым средством поражения — такого еще не было:
— Сейчас массово начали клепать эти беспилотники. Украина планирует в год или за 5 лет, не помню, произвести чуть ли не 5 млн. Россияне, понимаете, еще больше. Но меня что настораживает — что закупить-то закупили, а управлять еще ими не умеют.
Плюс, обратил внимание Александр Лукашенко, еще работают и системы РЭБ. Поэтому БПЛА иной раз теряют ориентацию, сбиваются с курса и залетают не туда, куда их направляют:
— Несколько случаев таких было с одной стороны и с другой — со стороны России и со стороны Украины. Мы так жестко украинцев критиковали, и они нам по этому же каналу, что мы общаемся: «Вы передайте Президенту, что вы нас критикуете, а когда из России залетают, вы не критикуете». Я говорю: «Хорошо, тогда соломоново решение: мы в средствах массовой информации не будем ни одну сторону критиковать, ни другую. И возмущаться не будем, а будем разбираться на уровне специалистов, что мы и делаем, и делали долгое время».
Президент не скрывал, что информация о вбросах с дронами одновременно с его полетом удивила. Он поделился мнением о его природе:
— Это наши беглые там, за границей, начали подкидывать информацию: «Навстречу президентскому борту вылетели беспилотники». Потом подхватили украинские (каналы. — Прим. ред.). Кто там этим занимается, я крепко не вникал. Такая мелкая пакость, провокация.
В то же время Глава государства рекомендует реально оценивать ситуацию:
— Надо понимать, что мы находимся на фронте. Совсем рядом, вот за забором, у нас идет война. Иногда прислушаешься — громыхает где-то, если ракеты летят со стороны России по Украине, в районе Львова и так далее. Взрывы эти слышали, потому что очень мощное оружие.
Александр Лукашенко сделал акцент на том, что его главная задача — не допустить втягивания в эту войну Беларуси:
— Хотя все прекрасно понимают, что мы на стороне России. Насколько это возможно, не воюем. Мы помогаем России и будем помогать. Это наш союзник.
По мнению Главы государства, со временем военные научатся лучше управлять беспилотниками и случайных залетов их на нашу территорию не будет. Сейчас же в случае таких инцидентов нарушители сбиваются белорусской ПВО вне зависимости от того, чей это аппарат. Президент рассказал о договоренностях на этот счет с российской стороной:
— Они жесткие. Если мы туда летим или от нас что-то залетает в Россию или из России к нам, сразу идет предупреждение заблаговременное. Если предупреждения нет, наши системы ПВО обнаружили в воздухе цель, мы ее сбиваем. Если получится. Если мы ее видим. Беспилотники же совсем маленькие системы иногда пропускают. Мы же все их не обнаружим.
Александр Лукашенко обобщил:
— Война… Поэтому мы на это как специалисты реагируем молча, но даем понять: не дай бог что, придется отвечать. Ответить есть чем, вы это знаете.