Школа — получение профессии — первое рабочее место. Как соединить три этапа, чтобы дети еще на первом понимали, какое будущее их ждет? Этим обеспокоена система образования каждого региона Беларуси. В Гомельской области на проблему взглянули комплексно — разработали инновационный профориентационный проект. В его основе посещение школьниками производств и организаций, в том числе особенно нуждающихся в рабочих руках и специалистах. Более 12 тысяч ребят уже побывали на предприятиях региона, некоторые вернулись туда за целевыми направлениями.
Инженер по наладке и испытаниям Андрей Костюченко с учащимися Старосельской средней школы Егором Мельниковым и Алиной Курашовой во время экскурсии на предприятие «ТМ Белар» по производству гидроцилиндров.
А что — вариант!
Утро понедельника. На часах 9:00. Мы в центре Гомеля на проходной ОАО «СтанкоГомель». Здесь работает 750 человек, прямо сегодня готовы трудоустроить еще 60, в том числе 15 — 20 рабочих. В фойе начала экскурсии ожидают более 20 ребят — десятиклассники гомельской СШ № 66 и ученики 7 — 10‑х классов Ровковичской средней школы Чечерского района. Сначала пофамильная сверка с заявленным списком, инструктаж. Затем заочное знакомство с особенностями производства, продукцией, перспективами трудоустройства и просмотр небольшого проморолика о предприятии. Но впереди самое интересное — отправляемся по цехам.
Экскурсию в этот день проводит слесарь механосборочных работ Виктор Чикунов. Подробно объясняет детям предназначение каждого станка, рассказывает о специфике работы, отвечает на вопросы. Видно, насколько он предан профессии и предприятию, поэтому экскурсия интересна не только для нацеленных на получение специальности ребят, но и для нас.
— Еще есть вопросы? — спрашивает Виктор Иванович.
Мальчик по школьной привычке поднимает руку:
— У меня! Какой рабочий график?
Слесарь отвечает:
— Предприятие работает в две смены: с 7:00 до 15:30 и с 15:00 до 23:50.
На заводе Виктор Чикунов трудится 43 года, а если сложить записи в трудовых книжках всех членов его семьи, то предприятию в общей сложности отдано 170 лет.
— Сейчас здесь трудятся мои жена и сын. Вообще, у нас много династий, коллектив крепкий, есть преемственность поколений, развит институт наставничества — свой опыт обязательно нужно передавать дальше, — уверен Виктор Иванович. — Мы для того и учимся, развиваемся, чтобы наши знания кому-то были нужны. Такое колесо жизни.
— Экскурсии не отвлекают от непосредственных обязанностей? — интересуюсь.
— Свою работу выполнить успеваю, поэтому с удовольствием общаюсь со школьниками. Летом у меня бывает до восьми экскурсий в месяц. Многие ребята ни разу на заводе не были, думают, что это адский труд, по колено в грязи стоишь. Работать здесь, конечно, нужно, не курорт, но когда есть дружный коллектив, грамотное руководство и хорошая зарплата, то и стимул есть! Сами видите — хотя мы делаем станки, у нас везде порядок.
— Чем еще завод может привлечь молодое поколение? — уточняю.
— К нам на предприятие скоро поступит более пятидесяти современных станков — для них нужны и руки, и мозги. С новым оборудованием работать легче, потому что оно автоматизировано, и интереснее, так как оно многофункциональное. Да и мы всегда рядом — поможем, научим. За каждым молодым специалистом у нас закрепляется наставник, который всю смену рядом и заинтересован в том, чтобы его подопечный как можно быстрее получил необходимые для самостоятельной работы навыки и знания.
Владимир Демидов в ОАО «СтанкоГомель» работает в общей сложности полгода — окончил ГГТУ имени П. О. Сухого, распределился на завод, потом парня отозвали на срочную службу, после нее вернулся обратно. Причем сейчас на заводе он проходит переподготовку на инженера по наладке станков.
— Хорошо, что школьников знакомят с профессиями не в теории, а на практике, — считает Владимир. — Ребята уже будут понимать, где можно работать после учебы. Даже если сюда приходят рабочими, всегда можно пойти учиться заочно и стать, например, инженером. Мне здесь нравится — быстро привык, люди рядом хорошие, есть к чему стремиться. Зарплата на период обучения — от полутора тысяч. Когда придут новые станки, буду работать инженером по наладке и зарабатывать еще больше.
Экскурсия завершена — прошу школьников поделиться впечатлениями. Десятиклассник СШ № 66 Дмитрий Сеноженский рассказывает:
— Я планирую связать свою жизнь со сферой IT и буду поступать в БГУИР, но мне было очень интересно на предприятии. От работы промышленности зависит и благосостояние нас всех, труд этот сложный, ответственный, вызывает большое уважение.
С одноклассником согласен Савелий Шатон. Парень говорит, что наблюдать за процессом производства станков увлекательно — это расширяет кругозор и дает понимание, как работают предприятия своего города.
А вот ребята из Ровковичской школы после посещения предприятия всерьез задумались о работе здесь. Учитель белорусского языка и литературы Наталья Васильевна не сомневается, что профориентационный проект очень важен:
— Для наших детей это шанс своими глазами увидеть, куда им можно устроиться на работу после колледжа, вуза или после школы, если не удастся поступить. До этого мы были в ООО «ТМ Белар», которое производит гидравлическое оборудование. Туда даже без специального образования можно устроиться подсобным рабочим, а затем получить профессию, а вместе с ней и зарплату, какую в деревне не заработать. И после экскурсии на «СтанкоГомель» будем обсуждать все с детьми, посмотрим, у кого какие впечатления и кто хотел бы здесь работать, — условия, на мой взгляд, отличные.
У десятиклассницы Полины Копачевой еще шесть братьев и сестер, мама — соцработник, папа трудится в сельхозпредприятии, поэтому вопрос финансовой независимости для девушки актуален.
На предприятии «ТМ Белар» по производству гидроцилиндров.
— Я уже думаю, куда мне дальше идти учиться. Предприятие может дать целевое направление — тогда будет легче поступить в колледж или университет, — отмечает главное для себя Полина. — Хорошо, что сюда принимают на обучение и работу девушек. И зарплата достойная — от тысячи ста рублей, можно заработать даже пять. Конечно, для такой нужно много знать и хорошо трудиться!
Дмитрий Азаренко — из этой же школы — планирует получать техническое образование:
— Даже если это предприятие сейчас не моя цель, но уже буду рассматривать его как запасной вариант. Завод предоставляет комнату в общежитии, а еще организовывает досуг: работники ездят кататься на лыжах, бывают в исторических местах. Экскурсия информативная, многое узнали — точно есть над чем теперь подумать.
Включились сразу
Ответственная за организацию экскурсий в ОАО «СтанкоГомель» начальник отдела кадров Елена Шкурко говорит, что в профориентационный проект предприятие включилось сразу:
— Как только мы получили письмо от главного управления образования Гомельского облисполкома, поняли, что нам обязательно нужно поучаствовать. Два месяца взяли на подготовку документации, разработку маршрута. Экскурсии дают нам возможность рассказать будущим выпускникам о предприятии, его продукции, перспективах, показать цехи, оборудование. И мы видим обратную связь.
— Какие результаты за два года? — спрашиваю.
— Несколько школьников, которые были у нас на экскурсии, вернулись за целевыми направлениями — ждем их к себе на работу, — говорит представитель предприятия. — Хотим, чтобы как можно больше ребят, когда слышат, что их распределят на наше производство, уже понимали, где они будут работать, и смело шли к нам. Кроме того, мы с удовольствием берем учащихся к себе на практику. А если ребенок не поступил, то может устраиваться на «СтанкоГомель» сразу после школы — за два-три месяца в нашем учебном центре он получит рабочую профессию.
Расширяем круг партнеров
Заведующий отделом по профориентации учащихся Гомельского областного дворца творчества детей и молодежи «Юность» Галина Майорова рассказывает, с чего начинался инновационный проект:
— Каждое новое дело начинать сложно, ответственно, волнительно. Мы разослали сотни писем на производства и в организации, но, конечно, не все стали участниками проекта. Среди причин отказа — опасное или стерильное производство, отсутствие людей, которые могли бы регулярно выделять время на проведение экскурсий, активная фаза техперевооружения. Кто-то уже внедрил у себя промышленный туризм и не видел смысла в организации бесплатных экскурсий. Среди наших сегодняшних партнеров все же большинство тех, кто нуждается в сотрудниках — рабочих и специалистах.
Галина Майорова объясняет, как попасть на бесплатную профориентационную экскурсию:
— Вся информация размещена на Гомельском областном профориентационном портале в разделе «Профориентационные экскурсии». Они расписаны буквально на каждый день с указанием времени, длительности, целевой аудитории.
Открываем портал. Смотрим. Экскурсия под названием «Химия: навстречу будущему» пройдет в ОАО «СветлогорскХимволокно». На предприятие приглашают школьников 10 — 11‑х классов в составе группы, не превышающей 15 человек. Кстати, уже на момент написания статьи регистрация на нее была закрыта.
Дети должны быть мотивированны, объясняет специалист:
— Нельзя просто взять какой-то класс и отправить на профориентационную экскурсию. Школьникам должно быть важно получить эту информацию. У нас проводится в каждом классе профориентационная диагностика, по результатам которой видно, по какому направлению лучше получать дальнейшее образование. То есть если ребенок решил поступать в аграрный колледж, то экскурсия на фабрику игрушек ему не нужна. Важно понимать, что наш проект — это не промышленный туризм, не досуг, а ознакомление с профессиями для того, чтобы легче было определиться с выбором.
— Есть ли обратная связь от предприятий? — интересуюсь.
— Руководители рассказывают, что им звонят родители детей, которые побывали на экскурсии, уточняют информацию. Кто-то потом приходит за целевым направлением к будущему работодателю. Многие предприятия готовят маленькие информационные буклеты, чтобы ребенок дома с семьей мог еще раз все изучить, обдумать и по телефону расспросить, если нужно. Наш проект реализуется не ради формальности — мы вкладываем в это дело силы, душу и очень радуемся результатам. В марте провели 37 экскурсий — в них участвовали 676 детей. В апреле будет организовано 38. Приезжают и сельские школы. Мы понимаем, что им выбраться сложнее: хотя сама экскурсия бесплатная, но организовать для детей транспорт тоже бывает непросто. Хотелось бы, чтобы им в этом отношении помогали.
КСТАТИ
За два года существования проекта в Гомельской области состоялись 633 экскурсии, в них приняли участие более 12 тысяч школьников. В числе предприятий и организаций, которые открыли свои двери для школьников, — Гомельский вагоностроительный и Речицкий метизный заводы, «Коминтерн», «Гомельстройматериалы», Институт леса НАН Беларуси, «Речицадрев».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Начальник главного управления образования Гомельского облисполкома Руслан Смирнов:
— Профориентация молодежи — одна из основных задач, которые стоят сегодня как перед органами образования всех уровней, так и перед заказчиками кадров. Необходимо обеспечить отрасли экономики востребованными квалифицированными специалистами, а для этого профориентационную работу с подрастающим поколением нужно начинать как можно раньше. Первыми яркими областными проектами, инициированными региональным центром тестирования, стали «Университетские субботы» и «Профессиональные субботы». Учащиеся с помощью областного профориентационного портала получили возможность зарегистрироваться и поучаствовать в предлагаемых вузами и колледжами мероприятиях. Такие проекты пользуются большой популярностью.
Эту инициативу мы решили расширить и подключить предприятия и организации региона. Так зародился проект «Профориентационные экскурсии — профессии наших родителей». В ходе них ребята не только знакомятся с современным производством, но и получают наглядное представление о конкретных профессиях и условиях труда. Эти проекты планируем развивать и дальше, поэтапно расширяя количество участников и формы реализации.