В стране каждая четвертая тонна цемента продается через Белорусскую универсальную товарную биржу

Лот набирает оборот

С началом строительного сезона в апреле традиционно вырос спрос на цемент. И этим зачастую пользуются различные посредники, желающие заработать на разнице. Для исключения таких фактов Белорусская цементная компания сделала ставку на БУТБ как одну из основных торговых площадок для реализации своей продукции, ведь она отражает реальную рыночную цену на товар. А учитывая, что цемент — сезонный товар, производитель заинтересован, чтобы даже при низком спросе продукция продолжала продаваться и не лежала на складах. Здесь опять же биржа помогает. Потому что даже при снижении цены за счет конкуренции сам механизм позволяет продать тот или иной продукт по оптимальной стоимости. То есть если какой-то акционный товар выставляется в несезон и на него претендуют все участники, то путем повышения цены он останавливается на той отметке, которая является конкурентной на данный период времени. Скажем так, не той ценой, которую определили для снижения, а той минимально-максимальной ценой, которая остановилась за счет повышения ставок. 


А с 1 апреля цемент на внутреннем рынке через биржу продается по специальному прейскуранту с более низким уровнем стартовых цен, чем по прямым контрактам, что дает возможность покупателям сэкономить до 2,5 процента средств на каждой тонне. Любопытный факт. Уже в первый день торгов с новым подходом на этой площадке было заключено девять сделок и продано 5,8 тысячи тонн портландцемента в общей сложности более чем на 945 тысяч рублей.

— Темпы продаж растут стремительно: уже 25 процентов объема отечественного цемента реализуются на биржевых торгах, — отметили в БЦК. — Для сравнения: в 2021-м эта доля не доходила и до 5 процентов. Количество заключенных за четыре месяца сделок составило 134 и к началу мая уже превысило итоговый показатель всего прошлого года. Как и сама сумма сделок — 21,5 миллиона рублей против 20,9 миллиона рублей за 12 месяцев 2021-го. 

Всего через биржу с начала года продано почти 127 тысяч тонн цемента, причем в апреле в 14 раз больше, чем в марте. 

— Белорусская цементная компания намерена планомерно наращивать долю продаж цемента через БУТБ, — заверили в холдинге. 

И еще важная деталь. Торги проводятся два раза в неделю в электронном режиме через интернет.

— Очевидные плюсы продаж через биржевые торги — это объективное и прозрачное ценообразование, формирующееся в зависимости от конъюнктуры рынка. Клиенты получат возможность торговаться по всем важным условиям сделки — цене, объемам поставок, их условиям, оплате, срокам. Контракты будут заключаться максимально оперативно, в тот же день, а БУТБ станет гарантом исполнения обязательств по биржевым договорам. В целом речь идет о создании рыночного механизма, который позволит Белорусской цементной компании работать еще более стабильно, — подчеркнули в БЦК.


Также Белорусская цементная компания рассматривает возможность расширения номенклатуры стройматериалов, реализуемых через БУТБ на сессионной основе. К уже торгуемым товарным позициям могут добавиться железобетонные изделия и элементы благоустройства, такие как тротуарная плитка, дорожный и тротуарный борт.

К слову, до конца этого года закупки цемента на внутреннем рынке планируют полностью перевести на площадку Белорусской универсальной товарной биржи, сообщил начальник производственно-технологического управления Министерства архитектуры и строительства Алексей Подволоцкий. Ожидается, что использование биржевых торгов обеспечит участникам рынка более гибкий и объективный механизм ценообразования, учитывающий сезонные колебания спроса и иные факторы, влияющие на стоимость данной продукции.

— Одна из основных целей этого пилотного проекта — соблюсти баланс интересов продавцов и покупателей цемента, предоставив им стопроцентный рыночный инструмент формирования цены. Причем это касается как цемента, производимого в Беларуси, так и импортной продукции. Разумеется, речи об обязательной покупке цемента исключительно на биржевых торгах пока не идет. Мы понимаем, что рынок к этому еще не готов. Поэтому предусмотрен переходный период с апреля по сентябрь текущего года, в течение которого предполагается детально отработать биржевую схему реализации и принять решение о целесообразности внесения цемента в перечень товаров, обязательных для купли и продажи через биржу, — обратил внимание представитель Минстройархитектуры.

ФАКТ

По итогам биржевых торгов, проводившихся в первом квартале 2022-го, белорусским потребителям реализовано 65 тысяч тонн портландцемента на сумму 10,5 миллиона рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи выросли на 61 процент в натуральном выражении и на 64 процента в стоимостном.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter