Если у ребенка диагностировали такое расстройство способности к обучению, как дислексия, родителям стоит серьезно сосредоточиться на коррекции. От их вовлеченности во многом зависит, насколько успешно ребенок будет преодолевать трудности в учебе, обусловленные дислексией. Об этом порталу sb.by рассказала учитель-логопед Марина Студнева.
Фото: freepik.com
Эксперт подчеркнула, что дислексия — это серьезная проблема, которая требует к себе соответствующего отношения:
— К сожалению, многие родители даже после диагностирования дислексии легкомысленно надеются, что ребенок ее перерастет. Нет. Это врожденное расстройство не «рассосется». Более того, оно не исчезнет и после коррекционной работы. Но чем раньше она будет начата, тем лучше прогнозы.
Марина Студнева дала рекомендации родителям, которых что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, но до кабинета логопеда они еще не дошли:
— В интернете не составит труда найти элементарные тесты, которые помогут оценить, соответствует ли уровень речевого развития ребенка его физиологическому возрасту, верно ли он различает фонемы родного языка. Обратите внимание: различение фонем белорусского языка тоже должно быть в норме. Также следует проверить фонематический слух и уровень сформированности межполушарных связей.
Специалист рассказала, как диагностируют нарушение:
— Диагноз «дислексия» ставится после диагностики устной и письменной речи, а также нейропсихологического обследования.
♦ Диагностика устной речи. Состоит из оценки произношения звуков, фонематического развития, сформированности слогов, составляющих слово, лексических и грамматических средств языка, связности речи.
♦ Диагностика письменной речи. Включает выполнение заданий по списыванию текстов, письма на слух и самостоятельного письма.
♦ Нейропсихологическая диагностика. Выявляет уровень сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, оптико-пространственной ориентировки.
Логопед предупредила, что коррекционная работа при дислексии быстрых результатов не приносит:
— Коррекционный процесс нарушений учебных навыков довольно длительный, зачастую первые результаты видны только спустя полгода.
Марина Студнева заострила внимание на том, что родителям необходимо укреплять самооценку ребенка-дислексика:
— У дислексии есть социальные последствия, в частности стыд из-за ошибок при чтении или на письме. Терпеливо и доброжелательно поддерживайте и помогайте сыну или дочери справляться со сложностями, к которым приводит расстройство. Задача родителей — не только привести ребенка к врачу, психологу и дефектологу, а активно включиться в процесс коррекции дислексии. Важны все составляющие триады: работа по повышению самооценки ребенка, формирование базисных навыков, непосредственно дидактическая работа со специалистом.
Эксперт объяснила, какие правила позволят сделать взаимодействие родителей с ребенком эффективным и результативным:
— Позаботьтесь о благоприятной атмосфере в доме. Ни в коем случае не требуйте раздраженно или тем более срываясь на крик: «Читай, что написал» или «Читай еще раз». Проверку на скорость чтения устраивайте исключительно в игровой форме, чтобы ребенок не понял вашего замысла, а значит, не испытал стресса. При выполнении заданий упор делайте на качество, а не на количество. На недочеты и ошибки указывайте спокойно. Замечайте и хвалите даже за маленькие достижения.
Марина Студнева добавила, что при дислексии показано развитие мелкой моторики и некоторые виды игровой деятельности:
— Учите ребенка завязывать узелки. Предложите сделать из бумаги или фетра коврик-плетенку. Очень полезны игры на построение дорожек, а также по типу визуально-ритмического ряда, когда нужно последовательно выложить серию предметов (например, синий круг, красный треугольник, желтый квадрат — и снова синий круг, красный треугольник, желтый квадрат и т. д.). Предлагайте логоритмические задания, стихи на движение, игры с ритмами, игры на классификацию и сортировку (подойдет даже сортировка мусора в быту).
Ранее мы писали о том, как помочь сенсорно чувствительному ребенку учиться в школе с меньшими трудностями.