Ликбез от «Спецназа»: рассказываем, как грамотно общаться с операторами служб экстренного реагирования

Успех действий профессионалов по ликвидации ЧС, оказанию медпомощи, спасению людей при стихийных бедствиях и атаках террористов нередко зависит от верного анализа первоначально полученной информации, грамотной обработки и проверки «горячих фактов» для принятия адекватных мер. Практика показывает: чаще всего сведения, например, о пожаре, ДТП, техногенной катастрофе, преступных посягательствах на жизнь и имущество граждан стекаются в компетентные органы по различным каналам связи отнюдь не от специально обученных инструкторами спецслужб оперативных сотрудников. Главный информатор — случайный прохожий или чей-то сосед. В его роли может оказаться любой. Поэтому так важно для каждого из нас не только четко усвоить незыблемые правила информационного взаимодействия с экстренными службами, но и самим провести актуальный ликбез для ближайшего окружения, прежде всего детей, подростков, пожилых людей...


Звонок в службы спасения — акт ответственности и внимательности, который может спасти жизни. Независимо от того, оказались вы свидетелем несчастного случая, природного бедствия или чрезвычайной ситуации, правильный способ обратиться за помощью важен для быстрой и эффективной работы служб экстренного реагирования.

Сохраняйте спокойствие. Прежде всего постарайтесь избежать паники, которая может затруднить передачу информации и усложнить работу оператора. Глубоко вдохните и сосредоточьтесь на основной задаче — сообщить об инциденте.

Наберите правильный номер. Зачастую счет идет на секунды. Время имеет огромную ценность. Вы должны наизусть знать номера экстренных служб. Как это ни банально, даже многие взрослые, не говоря уже о детях, постоянно забывают эти, без преувеличения, жизненно важные цифры. В случае необходимости наберите на клавиатуре своего телефона, а лучше заранее занесите в список контактов мобильника следующие номера: 101 (дежурная служба МЧС), 102 (милиция), 103 (скорая медицинская помощь), 104 (аварийная служба газовой сети). Кроме того, по единому номеру 112 можно выйти на связь с диспетчером МЧС ближайшего центра оперативного управления, который при необходимости переадресует вас на любую из экстренных служб.

Набрав на клавиатуре цифры, нажмите на «вызов». Звонок в любую службу спасения будет бесплатным. Сообщить о беде можно, даже если в телефоне нет SIM-карты.

Четко представьтесь. Когда оператор примет ваш звонок, представьтесь и кратко опишите суть инцидента. Назовите свои имя и фамилию, номер телефона, по которому с вами можно связаться в случае необходимости.

Укажите точное место происшествия. Сообщите точный адрес или местоположение. Если вы не знаете адрес, попытайтесь описать ориентиры: название улицы, номера домов, названия магазинов или других общественных мест. Если вы находитесь на природе или в незнакомой местности, используйте системы GPS на вашем телефоне.

Опишите характер ЧП. Коротко и ясно опишите, что произошло. Это может быть автомобильная авария, пожар, нападение, сердечный приступ, утечка газа и т. д. Постарайтесь быть конкретными и не упускать важные детали.

Сообщите о пострадавших. Укажите количество пострадавших (потерпевших) и их состояние. Если кто-то находится без сознания либо испытывает сильную боль, сообщите об этом оператору.

Следуйте инструкциям. Оператор может дать конкретные рекомендации о том, что делать до прибытия профессионалов. Слушайте внимательно и выполняйте указания. Они могут включать советы по оказанию первой помощи или эвакуации из опасной зоны.

Не кладите трубку первыми. Дождитесь, пока оператор завершит беседу. Убедитесь, что вы предоставили всю необходимую информацию, а собеседник не имеет дополнительных вопросов.

Оставайтесь на месте. Если это возможно, не покидайте место происшествия до прибытия экстренных служб. Дополнительная информация в любой момент может оказаться критически важной.

Сообщите подробности о других возможных опасностях. Если есть дополнительные угрозы (например, возможность взрыва, утечки химических веществ или разлив топлива), немедленно поделитесь опасениями с оператором. Это поможет отправить на место специализированные службы и предотвратить дальнейший ущерб.
Запомните: «тревожный» номер — звено жизни. Правильные действия в критической ситуации облегчат и ускорят помощь тем, кто в ней нуждается.
Фото МВД.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter