О публичности и защите личной жизни

Личные данные: были ваши — стали наши

Вы спите, работаете, встречаетесь с друзьями и даже не подозреваете, что в это самое время кто-то, прикрывшись вашим именем, предлагает в сети сомнительные товары и услуги. Как быть? Приводим истории пострадавших и мнения экспертов.


Сначала цитата с сайта знакомств: «Очаровательная, страстная, нежная леди с шикарной грудью и всегда в хорошем настроении! Желание мужчины для меня — закон… Программа отдыха с эротическим массажем и классическим сексом.  Встреча со мной обойдется тебе в 60 долларов…»

Скриншот с этой страницей телеведущей Светлане, готовившейся к эфиру, прислали с незнакомого телефонного номера. У девушки едва не подкосились ноги: предложение интим-услуг размещалось от ее имени, рядом — взятое из соцсети ее фото и личный мобильный телефон. Но ведь никаких анкет на сомнительных ресурсах минчанка не размещала.

Похожие ситуации, особенно с публичными людьми, стали происходить все чаще. Из-за мести, нездоровой конкуренции или шутки ради. Вопрос в другом: как защитить свои честь и достоинство, личную жизнь и репутацию?

Днем 31 декабря 2018 года Светлане позвонили на мобильный: «Когда вы свободны? На какое время можно записаться? Какие интим-услуги предоставляете?» Шокированная услышанным она так и села на диван. Мне рассказывает: «Я как раз собиралась на работу, дежурила в Новый год. Представляете, все эти вопросы просто ввели меня в ступор!» Звонки с незнакомых белорусских и российских номеров шли практически беспрерывно. «Я объясняла, что ничего не понимаю, что не имею отношения ко всему этому. Один собеседник прислал скриншот якобы моей страницы с сайта знакомств». Там указывались имя, возраст, рост, вес, город проживания, номер мобильного и адрес электронной почты, с которой создали анкету, давалось описание услуг с расценками. Придя в себя, девушка пошла в милицию.

— Заявление я отнесла в Советское РУВД, — продолжает Светлана. — Его приняли, меня выслушал участковый. Спустя какое-то время мне ответили, что помочь не могут, так как сайт небелорусский, и что не могут найти создателя анкеты. «Можно ли попросить о помощи зарубежных коллег?» — не сдавалась я. Участковый ответил, что это проблематично. В общем, все это жутко неприятно.

Писала минчанка и администратору ресурса, там пока тишина. Звонки и по сегодняшний день не прекратились, анкету, похоже, периодически обновляют. К слову, Светлана не единственная, чьи данные появились на этом же сайте. К примеру, объявление Евгении (имя изменено) без ее ведома опубликовали там в начале 2017 года.
Сайт, незаконно разместивший личные данные Светланы, был создан, по сути, для белорусских пользователей. Подсеть, которая еще в 2002 году дала ему площадку, принадлежит организации в США.  IP-адрес постоянно меняется, что часто не позволяет определить его реальное местонахождение. Управлять сайтом могут из какой угодно страны, анонимно. Похоже, единственный вариант в такой ситуации, говорят специалисты, — ограничение доступа к ресурсу.

* * *


Ситуация хорошо знакома Ирине Ромбальской — одной из ярких белорусских телеведущих и актрис, обладательнице титула супермодели на международном конкурсе красоты «Миссис Вселенная»: «В свое время я работала моделью, в том числе рекламировала продукцию крупных компаний, поэтому у меня были фотографии и в нижнем белье. Эти снимки потом нередко использовались где не надо, естественно, без моего согласия. То это были объявления о девушках на выходные, то реклама виагры и вибраторов... Сайты всегда оказывались небелорусскими. Приходилось обращаться к их администраторам. Реакция, скажем прямо, была не самой корректной. Где-то я и фотографов просила обращаться, ведь здесь и нарушение авторских прав. В общем, удалить данные удавалось всего-то пару раз и только после длительных переписок».

Так ведь можно испортить человеку личную жизнь и карьеру, рассуждает поэт и журналист Ирина Каренина, тоже побывавшая в неприятной ситуации. Ирина находилась в России, когда знакомый, решив насолить, опубликовал ее фото и телефон на сайте знакомств: «Я была в шоке, когда мне показали эту страничку! В тот же день пошла с заявлением в местную милицию, и мне помогли: сайт прикрыли достаточно быстро».

Ирина абсолютно права по поводу возможных последствий. Взять, допустим, карьеру. Уже сейчас многие крупные компании, прежде чем пригласить человека на работу, изучают его электронный след в интернет-пространстве. Это мировая практика, которая становится все более популярной. И попробуй объясни потенциальному работодателю, что, скажем, эскорт-услуги ты не оказывала. Да и мало приятного, когда знакомые и малознакомые люди показывают на тебя пальцем, отпуская пикантные шуточки.

 От подобного не застрахованы не только публичные персоны. Недавно у одной девушки взломали электронную почту и распространили полученные сведения в сети. «Это еще что! — делится в соцсети своей историей Леонид. — Мой номер телефона некто разместил в каталоге услуг по Беларуси в разделе ритуальных услуг, и меня достали звонками про гробы. Пришлось звонить в интернет-каталог и все это срочно прекращать».

* * *

Угодившим в неприятную историю одни знакомые рекомендуют сменить телефонный номер, а это — в ущерб работе. Другие советуют найти того, кто взломает анкету на сомнительном ресурсе и удалит ее, однако на этот счет есть статья 351 Уголовного кодекса, расценивающая такой поступок как компьютерный саботаж, и в наказание — реальный срок в колонии.

Правы те, кто рекомендует настойчивее обращаться в техподдержку, к администратору ресурса и в правоохранительные органы, говорит мне начальник управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий ГУВД Мингор­исполкома Андрей Ковалев: «В техподдержке или сисадмин могут попросить человека подтвердить, что это он. Однако необязательно высылать паспортные данные, отправьте реальное фото. Безусловно, следует идти в милицию, которая, если сайт зарегистрирован не в Беларуси, может направить запрос об оказании содействия коллегам из другого государства. Технически это возможно, механизм работает. Другое дело, что отдельные работники, возможно, не хотят этим заниматься».

Собеседник привел примеры, когда его подразделение также подключали к поиску авторов клеветнических данных в сети. Учитывая тот факт, что интернет, по сути, стал параллельной реальностью, перестраиваться следует всем, кто борется с различного рода нарушениями, рассуждает офицер: «Мы готовы разъяснять, подсказывать какие-то нюансы другим подразделениям. В МВД прекрасно понимают ситуацию и принимают меры, касающиеся сферы IТ. В частности, с сентября в Академии МВД начнется подготовка сотрудников по направлению оперативно-служебной деятельности «Противодействие киберпреступлениям и компьютерная разведка». Со слов первого замначальника вуза Алексея Башана, педагоги будут не только обучать специалистов для управления «К», но и в целом вооружать сотрудников ОВД знаниями для борьбы со всеми видами преступлений, совершаемых с помощью информтехнологий. Акцент сделают на распознавание признаков таких преступлений, фиксацию их следов и назначение экспертиз.

Андрей Ковалев.
Фото Юрия Мозолевского.
— Есть такое понятие, как социальная инженерия, — продолжает Андрей Ковалев. — Это когда пытаются получить доступ к конфиденциальной информации, используя особенности психологии людей. Да, в большей степени оно касается публичных персон, бизнесменов, производственников. Как ни печально, но у публичности есть и негативная сторона. Нужно отдавать себе отчет, что информацией, которую вы размещаете в открытом доступе, могут воспользоваться и что в сети она останется навсегда. Поэтому следует помнить и о цифровой гигиене. Что до законодательных изменений, то недавно, к примеру, в Уголовном кодексе появилась ответственность за клевету в интернете.

Возможно, в сравнении с другими преступлениями это кажется незначительным. Но ведь речь о каждом конкретном человеке. К тому же если не реагировать на такие инциденты, в сети рискуют появиться наши клоны, предлагающие интим-услуги, продающие сомнительные товары и т.д. Юристы, кстати, также советуют обращаться с заявлением в территориальный исполком и Министерство антимонопольного регулирования и торговли в случае, если речь идет об использовании образа белорусских граждан в рекламе. Эти госорганы могут обратиться в Мининформ для ограничения доступа к вредоносному ресурсу либо направить запрос коллегам другой страны.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter