Фото из архива «СБ»
– Престиж нашей профессии, по-моему, можно поднять несколькими способами, – отметил он. – Случайные люди в нашей профессии не задерживаются (и слава богу): уж слишком велика ответственность. И ее, кстати, некоторые боятся. Но чем больше ответственности, тем значимее миссия педагога. А потому и конкурс на специальность должен быть высокий. В педагогические вузы идут либо те, кто твердо решил стать учителем и, скорее всего, заранее позаботился о поступлении в педкласс. Или, как ни прискорбно это осознавать, по остаточному принципу. Чтобы уменьшить процент последних, нужно повышать проходные баллы, создавать конкуренцию с другими ведущими университетами. Дети будут видеть: проходимцев не берут, значит, к экзаменам стоит подготовиться тщательнее. Хорошо сработает и пиар лучших студентов, внутривузовских мероприятий, открытость преподавателей к новым методам обучения.
Очень помогут в закрепляемости кадров льготы. Думаю, здесь будет эффективно применить схему, которую популяризируют среди военных. Так, у учителей было бы больше мотивации остаться в профессии при наличии арендного жилья с правом выкупа или льготного кредитования на покупку. Молодых специалистов можно привлечь с помощью разового денежного довольствия, которое дается сотрудникам МВД при заключении контракта на долгий срок.
Немаловажную роль в повышении привлекательности педагогики играет коллектив. У молодого специалиста вряд ли добавится мотивации, если на первом рабочем месте к нему не проявят в коллективе должного внимания. На первых порах молодому учителю и самому нужен наставник. В вузе не учат, как заполнять журнал, проводить родительское собрание или банально завоевать авторитет у школьников. Поэтому если рядом будет старший товарищ, который по-доброму все объяснит, работать станет немного легче.