Почему осень — самое популярное время для отпуска в Миорском районе и на какой курорт все стремятся?

«Лежать на диване не наша тема»

Под ногами чвякает, во рту приятная ягодная кислинка. От восторга хочется пищать: я на болоте! Чистый воздух кружит голову. Глаза не верят, что зеленый мох — такой зеленый. И тишина… Она такая, что даже страшно: а не оглохла ли я? Мои компаньоны-сборщики из Дисны бросили на высокую кочку рюкзаки, повесили на березку плащ — сигнальная метка «встречаемся здесь» — и пошли с азартом наполнять ведра спелой клюквой.

«Это болезнь»

На болото ехала впервые, а потому только и успевала мотать на ус советы бывалых: «одевайся очень тепло», «возьми с собой термос с чаем и сала — нужен сытный перекус». Коллега Маша принесла свои высокие резиновые сапоги. Соседка по дому Лена одолжила дождевик. А Костя из управления техразвития поделился лайфхаком: «Брось в рюкзак два мусорных пакета и сменные носки. Провалишься в болото — выйдешь почти сухой». Мой блокнот пополнялся заказами на клюкву: тому два литра, этому — три, самые хозяйственные просили по ведру. Подбив все «хотелки», позвонила дисненским сборщикам: заберу все ваши запасы!

— Клюквы остается все меньше, надо спешить, — туманным утром нас с фотокором встречает один из лучших сборщиков Миорского района Александр Свирко и его приятели Саша и Юля. Мы шустро подсаживаемся в бусик и мчим к деревне Курляндики. По дороге узнаем: нас ждет болото Святое, тысячи лет назад это было озеро, а сейчас популярное место сбора ягоды. Идти пешком километра три: сначала по лесу, потом по топи. «Ну и погодку вы выбрали, — подкалывают нас с фотокором сборщики. — Еще вчера мы радовались теплу, людей было много, а сегодня — резкое похолодание и дождь моросит». Но мы с Лизой шагаем вперед, полные энтузиазма. Зависли у яркого мухомора — думали, такие только на канале Discovery показывают. Сборщики поторапливают.


— На болоте мы отдыхаем! — говорит по дороге Александр Галыня. — Клюква — это у нас хобби, болезнь, привычка. Лежать на диване не наша тема. Причем мы на нормальных, оплачиваемых работах. Саня в МЧС работает, я — в деревообрабатывающем цехе, получаю больше двух тысяч рублей в месяц. Юля в декретном — пособие капает. Но мы настолько помешаны на клюкве, что ходим на болото смотреть, как она цветет.

— В этом году хорошо цвела, — подхватывает Александр Свирко. — Но ожиданий не оправдала, видимо, ночные морозики подкосили. В прошлом году стояла сильная засуха, урожай был совсем слабый.


Сезон уже на исходе, клюквы почти не осталось, говорит Юля Тарарако:
— Но вы в правильное время приехали. Сейчас лучшая ягода: зрелая, сочная, мягкая — уже первые морозики ее прихватили. Мы для себя набираем именно сейчас — в ней знаете сколько пользы!
Александр Галыня, Александр Свирко и Юля Тарарако. 

Не всем гостям рады

Лиза уже раскраснелась, прыгая с кочки на кочку, — за плечами тяжеленный рюкзак с объективами, камерой. Сборщики притормаживают, чтобы показать ей свою боль:

— Сфотографируй. Видишь, сколько мусора валяется. Местные свое болото берегут. Это все приезжие сборщики. Из Полоцка привозят целыми бусами на заработки. Рано утром высадили, а вечером забирают. Люди местности не знают, вот и помечают тропы пластиковыми бутылками из-под молока, пакетами.


— А есть товарищи, которые и стеклянные бросают. Зла на таких не хватает! — возмущается Александр Свирко уже на правах профессионала (он старший инструктор-спасатель Миорского РОЧС). — В этом году Ельня горела, 32 гектара, тушили всем миром: шесть лесхозов, МЧС. К счастью, справились быстро.

Александр Галыня ходит в ягоды 26‑й сезон, вспомнил страшнейший пожар на Ельне в 2002 году:

— Примерно десятая часть болота была в огне. Месяц тушили, даже деревни обпахивали, чтобы, не дай бог, на дома не перекинулось. Дисна в дымовой завесе стояла. Если бы не дожди… Поговаривают, кто-то поджег.



На мои вскинутые вверх брови сборщик добавляет голосом потише:

— У нас все хотят за клюквой ходить, когда сезон начинается. Это же живые деньги. Но не каждому отпуск на работе дают. Вот и злорадствуют: мы не ходим — так и вам пусть ягода не достанется.

Свои рекорды

Какая же яркая россыпь клюквы на мху! Стою любуюсь, выбираю самые красивые ягодки и хрумкаю. Лиза ловит кадры. А наши сборщики надевают перчатки — так теплее, да и руки не будут чернеть от болотной травы. Два Александра подтянули рыбацкие сапоги, приземлились на колени и пошли барабанить первыми жменями ягод в ведро.

— Видели бы вы, что творилось на открытии сезона! — рассказывает Галыня. — Это было 4 сентября, среда. Приезжаем с Саньком в Липатино в семь утра, а у болота уже под 50 бусов! Человек 200 встретили в ягодах. И это всего один заезд в болото, а их у нас много — с разных деревень.



Свирко подхватывает:
— А какая жара стояла! Я загорел, как на пляже в Анталии. Не поверите, люди в трусах и сланцах ягоду собирали. Сколько живу, такого сентября не припомню.
— Вон видите — сухие веточки клюквы лежат, — обращает внимание Саша Галыня. — Это все крышечники. Когда ягоды много, ее руками не выбирают — чем только не сгребают в ведро: крышками «твист», детскими грабельками, черпаками, дуршлагами. Только и слышно вдалеке «тах-тах-тах» — гребут. Я на днях расческу-массажку на кочке нашел. А вот видите (раскрывает траву в ложбинке): когда ягоду гребут, много ее просыпается — такой тайничок.



А рекорды по сбору у вас есть? — спрашиваю. Мой пакет пока пустой — все еще не могу наесться.

— А то! Года три назад встретилась нам с Санькой поляна, клюквой устланная. Каждый по три мешка за полдня набрал! Это примерно 100 килограммов, — гордо говорит Саша Галыня. — Ну а так в среднем за день можно набрать четыре — четыре с половиной ведра.

— О, меня в этом году клюква чуть не погубила. Думал, умру, — вспоминает Свирко. — Поехал на болото. Три часа надо было выносить ягоду к машине. Иду уставший, на шее мешок и два ведра в рюкзаке. Мешок мокрый, с него вода течет. И тут проваливаюсь по пояс… Пришлось все сбросить с плеч — и себя спасать. Хорошо, что люди рядом были, подмогли.

Мы с Лизой нашли качающийся мшистый «ковер» прямо над топью. Прыгаем радостно, как дети, записываем видео, наши сопровождающиеся улыбаются, но от работы не отвлекаются.


А сколько заработать можно?

Саша Галыня откровенен:

— Если отдавать все свое время ягоде, можно на работу не ходить. Созревает все постепенно: черника, брусника, клюква, голубика, бывает, и грибов наберем. Мы ведь с Саньком даже черники умудрялись летом собрать по четыре десятилитровых ведра в день. Условия отличные: работа на свежем воздухе, график свободный. Но, правда, каждый день не походишь — усталость накапливается, да и надоедает.

— Ну я на клюкве в этом году уже заработал больше четырех тысяч рублей считайте, мои три зарплаты, — признается Свирко и говорит, что еще со школьных лет с клюквы покупал себе телефоны, первый зеркальный фотоаппарат Nikon D5200. — Активно развиваю TiкTок, многие подписчики — мои покупатели. Недавно семья из Полоцка за ягодой приезжала, из Новополоцка. Минчане пишут: пришлите почтой! А так в основном коммерсантам сдаем. Я за 60 рублей продаю ведро, в Полоцке оно уже стоит 70, а в Минске все 90.



Первая цена на ягоду в этом сезоне была 3,2 рубля, приводит точные цифры Юля Тарарако.

— У нас многие ягоду собирают и придерживают, пока она не подорожает, — делится эмчеэсник. — Я собирал клюкву с 4 сентября, но сдал первую партию только 14 сентября по 5 рублей за кило. А вот люди, которых приемщики привозят бусами, обязаны сдавать сразу и по той цене, которую диктует рынок.

Я нахожу клюкву черничного цвета, показываю сборщикам с сомнением — ее точно можно есть?

— Можно! — уверяют хлопцы. — Мы сами впервые в этом году такую встретили. Она очень сладкая.

— Я как-то набрал целое ведро черной. Продавать не стал, мать на мясорубку перекрутила, себе оставили. А вообще, у нас тут 19 сортов клюквы разной, — говорит Галыня и подзывает к себе, показывает в своем ведре. — Смотрите, грушевидной формы, пятнистая, а вот эта на капсулы похожа, и еще много-много других бывает. И на вкус она вся разная.
— Кстати, мы заметили, что в пасмурную погоду, как сегодня, ягода прячется во мху, а в ясную, наоборот, выглядывает, как будто к солнцу тянется, — делится Юля.

Байки местного болота

Три часа — у каждого сборщика по ведру с горкой. Я гордо несу в пакетике свои два килограмма. Наступает время перекуса и веселых баек. Саша Галыня смеется:

— Знали бы вы, какие у нас пенсионерки — заядлые ягодницы. Четыре месяца даже те, кто с палочкой ходит, в ягодах сидят. Все койки в больницах свободны. Только заканчивается сезон — ай, у меня давление, у меня сердце, ай, «памираю»! Уже идет нагрузка на систему здравоохранения.
— А крепкие какие — ей 70, она мешок клюквы на плечах час несет из болота. И подготовленные идут в ягоды, — рассказывает свою историю Свирко. — Мы как-то с подругой Вероникой собирали клюкву. У нее голова болит. Подходим к знакомой бабуле — она открывает борсетку: «Так у меня есть три варианта таблеток — какую вам давать?» Аптека на болоте!


— А люди не теряются? — интересуюсь у эмчеэсника.

— Теряются. Я на работе выезжал недавно — искали заблудившегося мужчину из Полоцка. Подключались коллеги из Полоцка, из Глубокого на квадроциклах. Одна местная бабуля пошла за ягодой, потерялась. Переночевала в болоте, вышла в другую деревню. Все нормально.

— А дикие животные есть у вас? — робко спрашивает Лиза.

— Недели две назад Вероника слышала, как медведь рычал, — говорит Свирко. — У нас их тут в последнее время много развелось. В чернику как-то ходил, нашел в кустах спящего маленького кабана — повезло, что его мамки рядом не было. А косулю, лося встретить — обычное дело. Ужей много, как-то на Воздвижение более десяти встретил — встают высоко и смотрят в упор.

…Ехали обратно в Минск — спала как убитая: пять часов на болоте накрыли с головой. А уже дома почувствовала озноб. «Угрохала меня, клюковка? — завариваю себе морс. — Теперь поднимай!» Денек — и я бодрячком. Вот она — сила нашей исконно белорусской болотной ягоды.

МНЕНИЕ


Наташа Лавринович, управляющий делами Миорского сельисполкома:

— У меня внучок Матвей родился месяц назад. Так что все заработанное в этом сезоне пошло молодым родителям на пеленки-распашонки. Клюквой у нас болеет каждый второй, поэтому болото — самое популярное место встречи знакомых. Я всегда беру отпуск на сентябрь — октябрь, в этом году три недели провела в болоте. Насобираем с подругой ягод — и искупнемся в Курганистом озере. Такая традиция уже с 1994 года.

На болоте молодеешь, здоровеешь, закаляешься физически. В пандемию те, кто ходил в клюкву, не болели или перенесли ковид очень легко. Мешок на плечах — дышишь полной грудью, никакие вирусы не страшны.


Нина Лагун, заведующая детским садом № 2 г. Миоры:

— Хожу в клюкву с тех пор, как пришла в коллектив детского сада. У многих наших сотрудниц сбор клюквы — и хобби, и дополнительный заработок. В отпуск, к примеру, просятся именно в сентябре — октябре. И для меня отпуск не отпуск, если не побываю на болоте. Там голова отдыхает, такое ощущение, будто сил и здоровья прибавляется. А еще копейка хорошая идет в семейный бюджет. Мы с мужем не знаем, что такое кредиты. Велосипед новый за клюкву купили, кухню обустроили, квартиру приватизировали, машину купили. Сейчас все, что зарабатываю на клюкве, могу потратить на себя, свои маленькие женские желания.

А вам слабо?

17 килограммов за четыре часа — такие рекорды ставят лучшие сборщики клюквы в Миорах


На экологическом празднике «Жураўлi i журавiны Міёрскага краю» по традиции проводят конкурс среди сборщиков ягоды. В этом году рекорд­смены за четыре часа собрали по 15 — 17 килограммов клюквы. Среди победителей конкурса — сотрудники детского сада № 2 Миор, центральной районной больницы и Центра культуры и народного творчества.

Ай да ягодка!

Нутрициологи советуют включать клюкву в повседневный рацион


Взрослому человеку нужно 50 граммов свежей ягоды, чтобы восполнить суточную норму витаминов С и К, калия и марганца. Съедаемая клюква защищает от раннего старения, так как в ней содержится много антиоксидантов, которые не дают свободным радикалам разрушать клетки организма. Кроме того, употребление клюквы снижает уровень «плохого» холестерина в крови и уберегает от инфекционных заболеваний мочевыделительной системы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter