Юрий Грабовский о сыне Михаиле, хоккее и не только

Лед предателей не терпит

Говорят, високосные годы всегда имеют свои особенности и странности — время мировой турбулентности и завихрений. К таким суевериям можно относиться с уважением, а можно посылать их к черту, но 2020‑й все‑таки из общего ряда выбивается: что ни говорите, а один только перенос Олимпиады способен причислить нынешний год к числу аномальных. Впрочем, у любой медали всегда две стороны и стакан в зависимости от вашего жизненного кредо и настроения в конкретный момент бывает наполовину полон или наполовину пуст. 

Для хоккеистов минского «Динамо», например, теория високосных заклятий не работает от слова «вообще» — начало нынешнего сезона для «зубров» получилось одним из лучших и самых примечательных в истории. И дело не только в искрометной, атакующей игре и результатах, их, надо заметить, здорово подпортила еще одна високосная напасть — эпидемия коронавируса, запершая тренеров и лидеров команды на продолжительный карантин. Тут палитра анализа и настроений гораздо ярче: никогда за все время выступлений «Динамо» в КХЛ в составе нашего клуба не было так много талантливых молодых хоккеистов. Интересных. Перспективных. С горящими глазами. Из которых может вырасти целое поколение тех, кто будет тащить на себе в гору белорусский хоккей в ближайшие лет 10, делать его лучше и сильнее. Пока, как показал COVID‑19, выкосивший разом из «Динамо» всех легионеров, эта молодежь еще сыровата и не способна без поддержки более опытных партнеров решать исходы матчей, но опыт — дело наживное. А потому прямо сейчас хочется сказать спасибо руководству клуба и тренерскому штабу «зубров», которые взяли на себя ответственность и смелость после провального прошлого года, когда команда кувыркалась и летела вверх тормашками, продолжить выбранный курс, не свернуть с намеченного пути и делать ставку на молодежь, искать таланты, доверять им и пытаться вывести на новый уровень. 

Фигура канадца Крэйга Вудкрофта на тренерском мостике «Динамо» для нас уже привычна. А вот его первый помощник Михаил Грабовский пока лишь заявляет о себе в новой ипостаси. Болельщики помнят и любят Михаила как одного из лучших нападающих в истории белорусского хоккея, техничного и бесстрашного форварда, представлявшего страну в НХЛ, снайпера, всегда нацеленного на ворота, с именем которого связано немало запоминающихся моментов в том числе и в истории сборной. Однако из‑за серии травм Грабовскому раньше времени пришлось прервать карьеру за океаном, а потом и вовсе повесить коньки на гвоздь. Мише ведь сейчас всего 36, а Павел Дацюк, например, с которым Грабовскому довелось вместе поиграть, и в свои 42 на площадке дает фору молодым, являясь одним из лучших игроков КХЛ прямо сейчас. Впрочем, применительно к Грабовскому‑тренеру сегодня вполне уместно будет озвучить знаменитую мудрость русского оптимиста, которая гласит: что не делается — к лучшему. Это, согласитесь, довольно символично, когда в молодой команде есть и молодой тренер. И вместе они, набивая шишки, растут, набираясь опыта. 

Наверное, мир никогда бы не узнал хоккеиста Михаила Грабовского, если бы не его отец. Когда сыну исполнилось четыре года, Юрий Александрович отвел своего Мишку на лед знаменитой школы «Юность» и дальше вел его буквально за руку, следил за каждым шагом и успехом, направлял и словом, и делом, стал буквально личным домашним тренером, психологом и лучшим другом. Мама у них рано ушла из жизни, и такой мужской спайкой они добивались всего сами. Отец и сегодня рядом — подставляет плечо, помогает. Правда, в тренерскую кухню не лезет — отвечает больше за семейно‑бытовые вопросы. Но матчей «Динамо» старается не пропускать. 

— Ничего нового в воспитании и формировании молодых хоккеистов не придумано, — мы сидим и, не торопясь, беседуем с Юрием Грабовским, рассуждая о результатах «Динамо» и небывалом количестве молодежи в составе команды. — Когда‑то Миша вместе с такими же юными Рядинским, Костюченком и Башко отправился в далекий Нижнекамск на летний сбор «Нефтехимика». Ему и Рядинскому предложили остаться. Но никакой гарантии попадания в составе никто не давал — работай, доказывай! И Мишка старался, показывал Владимиру Крикунову, что чего‑то стоит, что достоин играть на высоком уровне. Так же и сейчас — шанс в «Динамо» дается каждому. Видно, что ребята за него хватаются. Борются. Стараются. Однако необходимо время, чтобы подрасти и выйти на уровень, который соответствовал бы КХЛ. И тут другого пути нет, кроме как запастись терпением, не шарахаться из стороны в сторону и придерживаться выбранного курса. За год‑два команду не сделаешь. А в силу более чем скромного по меркам КХЛ бюджета нас сама жизнь подталкивает ориентироваться на доморощенных ребят. Это наш основной актив.

Пацаны на тренировках работают на максимуме, это я могу сказать вполне ответственно. Как отец одного из тренеров команды. Вижу, сколько Миша лично уделяет им времени, и думаю, что парни просто обязаны заиграть на высоком уровне. 

— Сейчас результаты команды упали. Это последствия перенесенного коронавируса?

— Мне кажется, да. Нужно время, чтобы все наладить. И физические кондиции вернуть, и командную химию. Сбились с победного шага, и даже везение заболело — так можно сказать. Но все равно команда имеет свое лицо и свой почерк. Мне нравится. 

— Как вирус перенес ваш сын?

— Вроде бы нормально. Особо болезнь не давала о себе знать. Назовем это легкой формой. Был положенное время на карантине вдали от семьи. Мы ему привозили еду, общались по телефону. С учетом выездной серии «Динамо» не виделись практически месяц. Сейчас он в порядке. 

— Вы, стало быть, по хозяйству?

— Да, привык уже. Внука Джагера, например, вожу на хоккей — он занимается, как и Миша в свое время, в «Юности». У тренера Александра Рымши, который ведет группу ребят 2011 года. Джагер ленится иногда. Увы. И тренера, бывает, не слушает — это беда всех деток… 

— Вы сравниваете Джагера с Михаилом в его возрасте? 

— Джагер лучше. 

— Серьезно?

— Конечно! Он не такой бесшабашный. На мой взгляд, Джагер имеет очень неплохие хоккейные задатки. 

Тренерский мостик «Динамо». Михаил Грабовский и Крэйг Вудкрофт.

— К тому, что Михаил вошел в тренерский штаб минского «Динамо», вы в прошлом году отнеслись довольно сдержанно, если не сказать — осторожно. Время прошло. Наверное, уже можно сделать какие‑то выводы? На ваш взгляд, удалось Михаилу Грабовскому перенастроить себя на тренерскую волну, прочно стать на новые рельсы? Убить в себе хоккеиста, как иногда любят выражаться.

— Мне сложно об этом рассуждать, я стараюсь с Мишей внутрикомандную кухню не обсуждать. Не лезть в это, потому что подобные разговоры неизменно приведут к спорам. Стал ли он тренером? Конечно, еще нет. Слишком мало времени. Да и теоретически ему нужно многому научиться. Игрок — игроком, а тут необходимы специфические знания и умения. Для этого есть БГУФК, а там — тренерские курсы, семинары. Эта база, навыки Мише крайне нужны. Но в том, что Миша еще не убил в себе хоккеиста, я не вижу ничего плохого. Наоборот, это здорово! Один из тренеров в команде должен тонко чувствовать игроцкий нерв. 

— Вы после матчей созваниваетесь, обсуждаете игру?

— Редко. Я занял позицию болельщика. Конечно, поддерживаю, когда команда падает, проигрывает. Но так должен вести себя любой настоящий поклонник коллектива. Понимаете, я вижу, сколько сын работает, сколько времени уделяет команде, тренировкам. И не хочу, чтобы он еще и дома со мной об этом думал и говорил. Наоборот, отвлекаю, перевожу разговор на семью. Когда «Динамо» проиграло и у Миши нет настроения, я похвалю Джагера, отмечу другие позитивные моменты. Если «зубры» победили и настроение хорошее — нахожу возможным сказать что‑то критическое: о Джагере, который ленится, о внучке… Лавирую, стараясь компенсировать его эмоции. 

— Тогда спрошу вас исключительно как болельщика. В чем ваша основная претензия к сегодняшнему «Динамо»?

— Мне не нравится, как играют в защите. Хотя этому есть объяснение — там действует в основном молодежь, а ей свойственно ошибаться. Видно, что в важные, ключевые моменты парни теряют концентрацию. Не нравится, что, неоднократно ведя в счете, теряли преимущество. Не умеет команда перестраиваться и переходить в режим разрушения игры соперника. Не получается играть на результат. 

— Если сегодня будут играть «Динамо» и «Юность», вы за кого станете болеть?

— Я старый болельщик «Юности». 

Три поколения Грабовских: Михаил, Джагер и Юрий.

— Потому и спрашиваю. Сейчас ведь появились новые обстоятельства.

— Признаюсь, сегодня гораздо чаще хожу на ­матчи «Динамо», стараюсь не пропускать домашних игр в «Минск‑Арене». Даже когда у Джагера тренировки, пытаюсь успеть хотя бы на третий период и пообщаться с болельщиками, окунуться в атмосферу. А вообще, мы с Мишей даже слегка поспорили на предмет того, в какую хоккейную школу будет ходить Джагер. Но я настоял на «Юности». 

— Когда Михаил получил предложение войти в тренерский штаб «Динамо», он ведь с вами наверняка советовался. Что вы ему сказали? 

— Обсуждения на тему, стоит или не стоит идти в «Динамо», не было. Мише очень хотелось быть востребованным, работать. Два года до этого он в Канаде занимался только семейными делами, и это его слегка, так скажем, стало прибивать. 
Был вариант остаться в Канаде — работать с юниорской командой, но хотелось в Беларусь, соскучился по родине. 
Так что вопрос «быть или не быть» не стоял. Тут другое. Я предупредил: будет очень и очень тяжело. Хотя я тогда даже не предполагал насколько. 

— Из‑за травм и сотрясений Михаил закончил карьеру значительно раньше времени. Могу только предположить, какое это непростое психологическое испытание. Скажите, игра в команде Президента сегодня — это для него отдушина? Хоккейное ностальжи? 

— Конечно! Тем более что и уровень там вполне приличный. Помню, как он после одного из матчей пришел возбужденный. «Так, — говорит, — соперники уперлись, настоящая заруба получилась, пришлось здорово побегать!» Я вам так скажу: хоккейных наград в карьере Михаила Грабовского было, к сожалению, немного. А потому каждая, полученная на Рождественском турнире любителей хоккея, важна и приятна. 

— Думаю, будет неправильно, если мы не поговорим сегодня с вами и на другую тему — нехоккейную. Последние события, которые происходят в стране, все эти митинги, выступления, не оставляют вас равнодушным. Вы активно высказываетесь. 

— Не могу иначе, это моя жизненная позиция. Я так воспитан. Я за порядок. За трудолюбие. За дисциплину. Внутреннюю и внешнюю. За правильное понимание ситуации. У меня по жизни свои герои и свои принципы, от которых я не собираюсь отказываться.

— И кто они, ваши герои?

— Любимая книга — произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». 

— «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

— Да, есть там и такие слова. Когда я вижу, что нашу страну пытаются ввергнуть в хаос, я не могу оставаться равнодушным и пройти мимо. Являясь любителем спорта, имел, например, неосторожность однажды подписаться на спортивный канал «Трибуна». Хотел получать спортивные новости, а меня вместо этого засыпают тенденциозным политическим мусором. Я откликаюсь на это, высказывая свое мнение. Пытаюсь объяснить, что это не спортивная журналистика и не спорт в принципе. За что получаю порцию горячих ответов в свой адрес. 

— Отреагировали вы недавно и на известное заявление на тему «спортсмены с народом». 

— А какие у них основания выступать от имени белорусского народа? Я себя тоже считаю частью народа, но с их словами и позицией категорически не согласен. У меня есть друзья, единомышленники, которые со мной солидарны. И их много. Они — тоже народ. Мои претензии тут к тем, кто ретранслирует свое мнение, нагло закрывая глаза на все другие. Мне претит тенденциозность подачи информации, ее однобокость. Возмущают потоки льющейся лжи. Поэтому я и вступаю в диалог, показывая, что есть и другая позиция. 

— А как, скажите, с позиции здравого смысла можно объяснить зазвучавшие требования забрать у Минска право на проведение чемпионата мира по хоккею — 2021? Или попытки бывших спортсменов, записавших себя в политические жертвы, жаловаться в Международный олимпийский комитет и призывать к санкциям в отношении НОК Беларуси, а следовательно, и своих бывших коллег‑спортсменов, соотечественников, для которых чемпионаты и Олимпиады — смысл их сегодняшней жизни. Можете вы это понять с высоты вашего житейского опыта? 

— Чистый эгоизм — достижение собственных целей любыми средствами. Убогость мышления. Мелко и недостойно. Вредители. Других слов у меня нет. 

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter