На днях, обсуждая со специалистами вопросы экспорта отечественной сельхозпродукции, Президент отметил: «Только не оголите внутренний рынок». Между тем в соцсетях продолжают нагнетаться страхи, что белорусам грозит дефицит, к примеру, того же сахара. Однако Премьер-министр Роман Головченко заверил, что его в торговле достаточно и никто поднимать на него цены не собирается. Даже если стационарный магазин закрыт, по небольшим деревням постоянно курсируют передвижные магазины. Есть ли в них дефицит, корреспонденты «СГ» узнали на местах.
В деревне Гай Круглянского района, в которую мы приезжаем с автомагазином, около 50 домов. Продавец Белыничского райпо Елена Фикова работает на маршруте с 2016 года, поэтому хорошо знакома с предпочтениями каждого сельчанина, которые за это время стали ей буквально родными.
— Торговля идет очень хорошо, — признается Елена Фикова. — Все меня знают, а я знаю всех, ведь езжу каждый день. Привыкла к такому ритму жизни, только в воскресенье выходной.
По словам продавца, спрос на товары среди жителей деревень хороший, а по сравнению с прошлыми годами стал даже лучше. Если раньше автолавка наторговывала на 20 тысяч, то сейчас оборот — около 40 тысяч рублей в месяц.
На улице полдень, накрапывает дождь, и сперва кажется, будто Гай вымер. Но с приездом автолавки деревня оживает. Одни направляются к машине купить продукты первой необходимости, другие — полакомиться сладостями и порадовать детишек. Например, многодетная мама Ольга, помимо прочего, приобретает сметану и пончики.
— Автолавки нам нравятся, — не скрывает староста деревни Антонина Печенник. — В них всегда можно найти то, что тебе нужно, по привычной цене и с нормальным сроком годности.
Желающие отоварились — можно двигаться дальше. Но не слишком далеко: буквально через 50 метров машина снова останавливается. Картина с покупателями повторяется.
— Мы успешно конкурируем с теми же частниками, потому что более лояльны к сельчанам, делаем больше остановок, стараемся помочь каждому человеку, ведь людям преклонного возраста порой тяжело пройти даже 500 метров, — объясняет Елена Фикова.
А какие товары на селе пользуются спросом?
Местные жители хорошо берут колбасные изделия, сало, свинину, говядину, полуфабрикаты (фарш, блинчики, голубцы), пирожки и чебуреки. Хорошо идет молочка. Продают автомагазины и овощи с фруктами. Казалось бы, в деревне должно быть все свое, но на них тоже есть спрос. Например, в деревне Баньки одна пожилая сельчанка из года в год заказывает мешок капусты на засолку. Продукты преимущественно белорусского производства, и сельчане довольны таким выбором.
В основном в автолавках привозят продовольственные товары. Также есть книги заказов, в которых потребители могут оставлять свои пожелания. Естественно, в рамках разумного: например, шифер доставить не могут, потому что он крупногабаритный, а места не слишком много.
— За столько лет работы знаю, кто что покупает, — рассказывает продавец. — Бывало, подойдет дедушка — я просто беру сумку и сама накладываю, а в конце уточняю: что-то еще? Вкусы-то не меняются. Иногда напоминаю про хлеб или молоко, а меня благодарят, признаются: сами забыли, что им нужно.
Оснащен автомагазин современным терминалом. Раньше, по словам Елены Фиковой, расплачивались в основном наличными, а сейчас соотношение примерно один к одному. Могут сельчане с его помощью и деньги снять, что тоже удобно, когда до ближайшего банкомата нужно проехать не один десяток километров.
— Наш район обслуживают пять передвижных магазинов, — отмечает заместитель председателя Круглянского райисполкома Константин Горинович. — Две машины относятся к Белыничскому райпо, две — к торговой сети, одна находится в частной собственности. У людей есть выбор, они сами решают, у какого продавца им выгоднее купить тот или иной товар. Мы и сетевик объезжаем деревни по два раза в неделю. То есть как минимум четыре раза в неделю люди имеют доступ к покупкам. Автолавки кружат по району буквально весь день: с 8—9 до 18—19 часов.
В малочисленных населенных пунктах машины останавливаются возле конкретных домов. В некоторых селах установлены специальные беседки, где люди могут с комфортом дождаться приезда. У продавцов есть номер старосты: если машина задерживается, они всегда на связи и предупреждают.
Последний вопрос: как конкурируют автолавки с привычными магазинами? Ответ оказывается простым: никак. Там, где есть стационарные торговые объекты, «продукты на колесах» не останавливаются.
В ТЕМУ
От автолавки до мегамаркета
«Белкоопсоюз» не ограничивается традиционными формами работы. Недавно новый «Мегаопт» открылся в Круглом. Это четвертый по счету магазин сети Могилевского облкоопкниготорга. А всего по рес-публике их уже 44. В новом дискаунтере на 260 квадратах торговой площади разместилось более 5 тысяч наименований товаров. По словам председателя Правления Белкоопсоюза Олега Мацкевича, этот формат позволяет приобрести качественный товар по минимальной цене.
КОМПЕТЕНТНО
Ольга КУНЦОВА, начальник управления торговли Белкоопсоюза:
— Сегодня 556 автомагазинов потребительской кооперации обслуживают 14,8 тысячи сельских населенных пунктов, из них в 14 тысячах нет стационарной торговой сети, свыше 5,3 тысячи насчитывают менее десяти жителей.
Представить, насколько это хлопотная и затратная работа, позволяет тот факт, что каждая автолавка ежедневно преодолевает в среднем около 170 километров, на каждом маршруте обслуживается от 11 до 18 населенных пунктов. В протяженных населенных пунктах автомагазин может делать по три-четыре остановки, ведь не каждый пожилой человек легко доберется до установленного места остановки. При этом полученная торговая выручка в малочисленных деревнях далеко не всегда покрывает транспортные расходы.
Современные автомагазины заметно отличаются от своих предшественников не только внешним видом, но и внутренним устройством. В торговом фургоне одна из стенок модернизирована в экспозиционную витрину, позволяющую представить покупателям имеющийся в продаже товар. Кузов герметичен, оборудован в соответствии со всеми санитарно-гигиеническими требованиями. Здесь есть все необходимое для сохранения продуктов и работы продавца: системы отопления, вентилирования, электроснабжения, холодильное и торговое оборудование.
Ассортимент автомагазина предусматривает наличие более 200 наименований продовольственных и непродовольственных товаров, по предварительным заказам можем привезти в том числе крупногабаритные товары с последующей доставкой на дом.
На обновление передвижной торговой сети направляются значительные средства. На 2022 год запланировано приобретение 60 специализированных автомагазинов.
grudnitskiy@sb.by
Узнали, как работают автолавки в сельской местности и какие товары пользуются спросом
Лавка едет, Гай шумит
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Дарья ТИТОВА