Крутой обвес для «китайца», крылья-бабочки, как у Lamborghini, и советский «уазик» с начинкой джипа: что еще белорусы тюнингуют в своих автомобилях

«Ласточки» высокого полета

Диффузоры, сплиттеры, расширители арок, накладки на пороги… Чтобы сделать автомобиль ярким и броским, некоторые люди не жалеют ни времени, ни денег на совершенствование и тотальный тюнинг своих авто. Кто-то меняет только диски, посадку и цвет, а кто-то придает своей «ласточке» индивидуальный внешний вид за счет обвесов, оптики и прочих элементов. В этом на помощь самым стильным автолюбителям приходит команда минской тюнинг-мастерской Дениса Моторина. Корреспондент «Р» побывала в творческом пространстве, где стоковые автомобили превращаются в произведения искусства, и узнала, как сделать навороченный апгрейд своему железному коню.

Денис МОТОРИН: «Автомагазинов, специализирующихся на поставках тюнинг-запчастей, очень мало. Тюнинг-ателье тоже можно пересчитать по пальцам». 

Все идеи хороши

Мастерская, хорошо знакомая многим белорусским автовладельцам, расположилась в небольшом гаражном кооперативе на улице Уборевича. Тюнингом команда из трех мастеров – Дениса, Артема и Влада – увлеклась давно. Творчество и образ жизни в бизнес превратили всего три года назад, но уже успели собрать внушительное портфолио выполненных работ. 

– Автомагазинов, специализирующихся на поставках тюнинг-запчастей, очень мало. Тюнинг-ателье тоже можно пересчитать по пальцам. Мы очень рисковали, – признается Денис Моторин. – Сначала арендовали боксы в центре Минска. Посчитали – невыгодно. Решили купить три бокса в гаражном кооперативе в пределах МКАД. 

Пятьдесят два квадратных метра обошлись почти в 20 000 долларов. Еще 10 000 ушло на строительство односкатной крыши, утепление, установку роллетов... Утешало одно: некоторые знаменитые автоконцерны тоже когда-то начинали свои мегаимперии с малого гаража. Денис останавливается у стены, на которой висит коллаж из фотографий первых мастерских таких крупных компаний, как Tesla, Ford и Harley Davidson:

– Мы создали андеграундное пространство, где у клиента не возникает ощущения, что он оказался в гараже. Со временем хотим надстроить второй этаж и даже сделать шоу-рум. 

Мы сидим у стеллажей со всевозможными инструментами, о назначении которых я могу только догадываться, пьем кофе и общаемся. Из разговора с ребятами узнаю, что клиенты в тюнинг-мастерскую приходят по разным причинам. Кто-то задумывается о тюнинге после ДТП, кто-то пригоняет новенькое авто прямиком из салона и доделывает его «под себя», а кто-то дорожит своим старым автомобилем и хочет его немного модернизировать. У ребят был заказчик, который тюнинговал свой старый Ford Transit 1996 года выпуска. Он заработал на нем первый капитал, на который впоследствии построил торговый центр, и расставаться с машиной не хотел – она была для него талисманом. Создание эксклюзивного интерьера обошлось ему в 8000 долларов.

Одновременно здесь «апгрейдят» два автомобиля: один проходит комплексный тюнинг и задерживается в мастерской почти на год, а другой преображается за неделю, и его место в боксе занимает следующий клиент.

Тюнинг-культура не чужда нашим автомобилистам. Очередь из недовольных своим скучным «бюджетником» у мастеров расписана на полгода вперед. Одновременно здесь «апгрейдят» два автомобиля: один проходит комплексный тюнинг и задерживается в мастерской почти на год, а другой преображается за неделю, и его место в боксе занимает следующий клиент.

Пока мы с Денисом общаемся, его коллега Влад Романчук работает над ремонтом тюнингованного бампера Toyota Celica. Не отрываясь от процесса, парень рассказывает предысторию: 

– Девушка попала в ДТП, у авто поврежден бампер. Новый стоит 250 долларов, плюс 140 долларов доставка, а еще установка, подгонка и покраска – около 300 долларов. Заказчице выгоднее отремонтировать битый бампер из АБС-пластика, хотя чаще выбирают еще один бюджетный вариант – изготавливают новый стеклопластиковый бампер.

– Существует масса вариантов преобразить свой автомобиль: тюнинг, реставрация или кастомайзинг. Они делают автомобиль эксклюзивным и единственным в своем роде, поскольку создают его под конкретного заказчика, – продолжает Денис Моторин. 

Большая переделка

Оказывается, снаружи в автомобиле поменять можно практически все. Вплоть до изготовления совершенно нового кузова или отдельных его элементов. Как раз этим сейчас и заняты ребята – доводят до ума американский Pontiac Fiero. Спорткар 1986 года выпуска – редкий зверь на белорусских дорогах. Собственно, от Pontiac здесь остался только кузов, двигатель и ходовая — от Passat B4. Вся внешняя часть кузова сделана с нуля. Передний бампер, капот и крылья выполнены в стиле NASCAR, а двери-бабочки — как у Lamborghini… 

– У Pontiac Fiero конструкция кузова монокок, как у суперкаров. Жесткая часть остается заводской, то есть никаких вмешательств в конструктив не было, поэтому согласовывать с ГАИ ничего не нужно, разве что только перерегистрировать цвет.

А цвет у тюнингованного Pontiac Fiero будет необычный – черно-красный с переливающимися ксераликами. Перламутровый пигмент хоть и делает поверхность блестящей, но сам цвет авто не меняет. Поэтому вопросов у ГАИ о несоответствии реального цвета автомобиля цвету, указанному в техпаспорте, не возникнет. 

– Кастомайзинг – это создание уникальных автомобилей, не имеющих аналогов в мире, – Денис объясняет термин, перекочевавший в автомобильный сленг из английского языка. – Фактически это создание нового транспортного средства с нуля – и внешней, и технической его части. 

Оставим кастомайзинг для истинных поклонников автомобилей. Рядовые автовладельцы обычно ограничиваются покупкой готовых стеклопластиковых обвесов – бамперов, накладок на пороги, расширителей, спойлеров... По Беларуси катаются два новых Lexus LХ450d с тюнингом, сделанным в этой мастерской. Владельцы купили элементы обвеса из разных комплектов и не могли найти мастеров, которые бы их установили. Ребята все сделали за неделю – 1600 долларов за два автомобиля. 

Удивительно, но факт: один элемент может в корне изменить концепцию дизайна автомобиля. Именно это и происходит на моих глазах – ребята изготавливают локеры для серебристого Peugeot-206 2000 года выпуска. Заказчик – сторонник так называемого гражданского тюнинга. Тюнингует авто, сохраняя клиренс и заводские характеристики, слегка приободряя внешний вид. Этот «француз» приезжает в тюнинг-мастерскую уже во второй раз. В нем уже изготовили обвес, переварили пороги, заменили оптику… На этот раз настал черед колесных арок – изготовления на них эксклюзивных локеров.

Артем ЖУРАНОВ начинает разработку дизайна со скетч-рисунка.

– Обычно прямо по автомобилю из специального скульптурного пластилина лепим макет будущего тюнингованного элемента, – подключается к беседе Артем Журанов. – Если заказчику все нравится, изготавливаем по макету матрицу. Отклеиваем ее внутри стекловолокном и некоторое время спустя получаем тюнингованный элемент нужного дизайна. 

Звучит сложно, но ребята, кажется, могли бы сделать это и с закрытыми глазами. Дальше стандартный процесс: деталь шпатлюют, шлифуют и красят. Даже своим непрофессиональным взглядом замечаю, что слой шпатлевки очень тонкий. Денис поясняет:

– Шпатлевкой можно скрыть мелкую вмятину на кузове, но не более. Ввиду сильных вибраций и нагрузок в автомобиле она имеет свойство трескаться. Если положить толстый слой, шпатлевка может лопнуть, и на автомобиле появится трещина. 

Вкусы бывают разные

Ребята занимаются не только внешним, но и внутренним тюнингом. После моего вопроса, что именно они меняют в салоне, последовал длинный список слов, доселе мной не слышанных: торпедо, консоль и прочие элементы отделки… Ламинирование интерьера карбоном встречается редко и стоит недешево. В люксовые автомобили заказывают бизнес-интерьеры с внутрисалонными перегородками между задними сиденьями и водителем.

Удивительно, но факт: один элемент может в корне изменить концепцию дизайна автомобиля.

– Пригоняет нам лимузин со словами: «Вот здесь хочу диван, вот там — барную стойку и бассейн», – Денис объясняет, как начинаются переговоры с состоятельными клиентами. – Наша задача — уместить все это в ограниченном пространстве, сделав при этом красиво и эргономично.

Разработка дизайна начинается со скетч-рисунка. У Артема Журанова художественное образование. Он берет в руки простой карандаш, и начинается мозговая атака – ребята набрасывают идеи. Смотрим скетч тюнинга Dodge Caravan 2005 года. Владелец четко обозначил: «Хочу, чтоб больше ни у кого такого не было». Желание клиента – закон. Стоимость проекта тюнинга составит почти три стоимости «американца» – 10 000 долларов. Кроме хромированных дисков, спойлера и козырька, владелец хочет вместо родной консоли приборную панель от BMW X5. Недавно еще один клиент пригнал в мастерскую «уазик» и джип-донор и сказал: «Хочу, чтобы внутри все было, как у джипа». На масштабный апгрейд произведения советского автопрома, что называется, под ключ уйдет около года. 

Листаю портфолио ребят. На удивление, полно эскизов тюнинга международных автобусов. Перевозчики могут заказать бамперы, облицовочные панели, колесные колпаки, маски для фар и другие кузовные элементы, придающие транспорту незаурядный вид. Хватает проектов тюнинга грузовиков. Они хотят бамперы, грязеотсекатели, решетки радиатора, накладки на кабину, различные обтекатели... Одним словом, есть где фантазии разгуляться. 

Спрос на внутренний тюнинг растет, в том числе на шумо- и виброизоляцию салона. Листаю каталог с образцами материалов. Беру в руки вариант на битумной основе, похожий по текстуре на расплавленную резину. Благодаря ему в два раза снижается уровень проникающего в салон внешнего шума – что может быть лучше для езды по шумным минским улицам? Кстати, похожие материалы вы могли видеть в кинотеатрах, там ими обшивают стены для высокой звукоизоляции. 

Правильно подобранные диски играют большую роль во внешнем виде автомобиля. Повышенный интерес к ним со стороны потребителей вполне оправдан. Аэрография – слишком броско, технический тюнинг – затратно, а акустика – вотчина молодой аудитории. Зато крутые диски, придающие автомобилю эстетичность, привлекают автовладельцев всех возрастов. Такие колеса украсят совершенно любой автомобиль, будь то «Запорожец» или Mercedes. 

– Если заказчик хочет полный тюнинг, то диски подбираются в конце под уже готовый дизайн, – Денис показывает в портфолио, где диски BMW выполнены в брутальном и аскетичном стиле.

Расставили приоритеты

Когда разговор заходит о предпочтениях наших водителей, узнаю, что в топе популярных – изготовление подиумов для аудиосистем. Недавно ребята изготовили такие под динамики в дверные карты Volkswagen Passat. Оказывается, не только аудиоманы, но и рядовые слушатели хотят иметь в салоне чистый звук, без каких-либо помех. 

Передний бампер, капот и крылья у Pontiac Fiero выполнены в стиле NASCAR, а двери-бабочки — как у Lamborghini.

Останавливаемся у глушителя Pontiac Fiero и долго говорим о любителях шумной езды по ночному Минску с характерным «отстрелом». Замена стандартного глушителя на спортивную «банку» не превратит дедушкин «жигуль» в Bugatti, но звучать он будет, как гоночный автомобиль. Для максимальной эффективности придется менять всю стандартную выхлопную систему на тюнингованную. Разведение выхлопной системы еще один популярный вариант переделки. Он придает авто спортивный облик, а при установке прямоточных спортивных глушителей – еще и мощный звук. Басовые ноты получают не только за счет прямой трубы, но и резким увеличением ее диаметра у выхода из глушителя. Цена вопроса – от 200 рублей.

Отдельное направление апгрейда – транспорт для бизнеса. Уникальные рекламные и бренд-автомобили компаний, фуд-траки, офисы на колесах, имиджевый транспорт для кино и музыкальных клипов… Денис не скрывает: приятно увидеть на дороге свою работу.

– Представители известной сети обувных магазинов хотели заказать у нас автомобиль в форме ботинка. Это же крутая имиджевая реклама. Цена в 30 000 долларов для них оказалась неподъемной. Люди хотят эксклюзив, но вкладываться в это пока не готовы, – подмечает парадокс Денис. 

Вообще, клиенты у тюнеров разношерстные – самого разного возраста и уровня доходов. Приезжают со словами: «Можно мне вот такое сделать?» Дальше — вопрос времени и профессионализма мастера. Те, кому кошелек позволяет, готовы платить за эксклюзив. Те, у кого бюджеты скромнее, приезжают с уже купленным обвесом и просят его установить. Тенденция налицо: с каждым годом на дорогах становится все больше тех, кто хочет промчаться ярким пятном в потоке безликих машин.

– Мы первые в мире разработали дизайн и изготовили обвес на Geely Atlas и Geely Emgrand x7. Связывались с дилером и заводом-изготовителем по поводу возможности установки такого дополнения, – Денис показывает фото выполненного тюнинга белорусско-китайского кроссовера. 

Напоследок всем, кто считает, что будущее белорусского тюнинга туманно, Денис Моторин объяснил, что со стороны законодательства для занятия апгрейдом автомобилей каких-либо препон нет:

– Не все знают, но в Беларуси можно построить автомобиль с нуля и поставить его без особых проблем на учет, соблюдая технический регламент при строительстве. Это вопрос времени и денег. Тестовые заезды на полигоне в Липках, сертификация и постановка на учет в ГАИ для получения допуска на участие в дорожном движении. 

gorbatenko@sb.by

Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА и из архива героев материала.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter