Строго по инструкции
В медучреждении три лифта: два обычных пассажирских и больничный с лифтером. Не менялись с 1987 года — момента открытия поликлиники. Замена на новые идет поэтапно. Иначе никак. Больных много. А травматология, хирургия, рентген — на верхних этажах, рассказывает заместитель главврача по хозработе Олег Бойцов.Летом один лифт уже заменили. 17 сентября принялись за второй, на приемку которого мы и приехали. У дверей — ограждение, чем многие пациенты недовольны. Но это вынужденная мера.
Лифт — оборудование повышенной опасности, нужно соблюсти все правила сдачи в эксплуатацию: начиная c приемки специалистами завода-изготовителя, эксплуатирующей организации и до регистрации паспорта (у каждого лифта он свой). А этап полного технического освидетельствования — один из самых важных.
Как назло, не успевают закрыться двери — срабатывает сигнал перегрузки. Нас четверо, максимальная грузоподъемность по инструкции — 400 кг. В чем же дело?
— Очевидно, собственник попросил настроить лифт на меньшую нагрузку, — предполагает эксперт.
Заместитель главврача аргументирует:
— В поликлинику люди здоровые не ходят. Вдруг из-за тесноты в кабине кому-то нехорошо станет? К тому же есть пациенты на костылях, с палочкой… Втроем комфортнее. А не сработает сигнал, никто ведь ждать не станет.
Однако во время приемки подъемника, эксперт настаивает, испытания будет производить исходя из заявленных заводом-изготовителем характеристик плюс еще 25% от номинальной грузоподъемности — то есть из расчета 500 кг.
Выходим на 7-м этаже. Дальше вверх по лестнице, на технический этаж — в машинное помещение. Сначала эксперт проводит визуальный осмотр комнаты и оборудования: стены и подиум окрашены, освещение работает. Высота подиума? Достает рулетку — 40 см. Если 50 и больше, понадобилось бы ограждение. Изучает схему расположения оборудования — лебедка, люк, монорельс для подвески грузов, шкаф управления — все на местах. В самом шкафу — микросхемы, табло индикации ошибок и состояния лифта, частотный регулятор скорости двигателя, панель управления, на которой выбираются режимы работы (нормальный, погрузочный и другие — нужно проверить каждый).
— Раньше у лифтов было две скорости — по шахте ехали с большой, при подходе к этажу переходили на малую. Теперь таких скачков нет. Скорость (в данном случае 1 м/с) регулируется плавно — такова особенность подъемников с частотным регулятором, — отмечает Виктор Анатольевич. — И более комфортно, и существенная экономия электроэнергии.
— Что со связью? — интересуется у представителя монтажной организации.
— В соответствии с проектной документацией установлена двусторонняя переговорная связь «Диалог», — сообщает Максим Левкович, заместитель главного инженера ОАО «Минобллифт». Она используется в нештатных ситуациях, например, чтобы пассажиры могли сообщить диспетчеру о застревании в лифте.
Раньше Виктор Лихацевич работал инженером на обувной фабрике, где сам отвечал за лифтовое оборудование, которое проходило проверки экспертами Госпромнадзора. Так что знает все тонкости с разных сторон. Сколько лифтов проверил с 2003 года? Наверняка уже несколько тысяч. В основном производства «Могилевлифтмаша», которые, как правило, устанавливают в жилом секторе и бюджетных организациях. Бывало, и весь день в шахте приходилось проводить — в 12-, 24-этажных зданиях. Принимал и оборудование ведущих мировых брендов, проверял строительные грузоподъемники, эскалаторы, траволаторы, парковые аттракционы и канатные дороги.
Позже, спустившись в лифтовую, специалисты проверят, как «Диалог» работает. А пока приступают к практическим испытаниям оборудования подъемника. Грузят кабину бетонными блоками общим весом 500 кг, а затем имитируют гипотетический обрыв канатов. Эксперт поясняет:
— При превышении скорости движения кабины вниз должен сработать ограничитель, который приводит в действие так называемые ловители. Из машинного помещения срабатывание ограничителя скорости наблюдаем визуально, а ловителей — по остановке тяговых канатов и по срабатыванию блокировок.
Представители Госпромнадзора и монтажной организации понимают друг друга с полуслова. Уже лет 10 практически каждый месяц встречаются на разных объектах. Следующий этап: проверка монтажа и наладки лифтового оборудования непосредственно в шахте лифта. Осмотр ведется с крыши кабины, где установлен свой пульт управления. Виктор Лихацевич включает «режим ревизии» и спускается по шахте с остановками на каждом этаже. Особое внимание — замкам дверей шахты: это один из основных узлов безопасности.
— А это направляющие кабины лифта, с которыми входят в сцепление ловители…
Здесь можно увидеть всю эту конструкцию уже воочию. Если что, ловители, как клещами, зажимаются на направляющих — и кабина уже не сдвинется с места.
Виктор Анатольевич двигается ниже, обращает внимание на монтаж противовеса: равномерность зажатия пружин, шайб, прижатия грузов. Мелочей тут быть не может. Каждое замечание фиксируется в блокноте. Эксперт уверен: правильно смонтированный лифт никакой опасности при эксплуатации не представляет, а при испытаниях и осмотре надо просто соблюдать требования безопасности. Даже один канат может выдержать кабину со значительным запасом по нагрузке. А тут их три.
Напоследок остается спуститься по лестнице в приямок — часть шахты, которая находится ниже посадочной установки. Глубина — всего около 1,4 м. Работать неудобно. Но и здесь оборудование, которое необходимо проверить…
«Смежники» подводят?
По итогу Виктор Лихацевич обращает внимание на небольшие недоделки, которые должны быть устранены до окончания работ по техническому освидетельствованию, иначе придется оформить акт несоответствия и выезжать на объект после устранения нарушений по новой заявке. К слову, доработка требуется примерно в 25% случаев после первичного выезда эксперта Госпромнадзора. Случается, на один и тот же объект приходится выезжать по 2 — 3 раза, и каждый раз по новым заявкам. Была и вовсе вопиющая ситуация: монтажная организация до полугода не могла сдать лифты. Начинала одна бригада, заканчивала другая…Виктору Анатольевичу в жилом секторе практически на каждой второй приемке приходится общаться с жильцами, недовольными сроками по замене лифтов. Прекрасно понимает их. Особенно когда в подъезде два лифта и оба, для ускорения процесса замены, отключают одновременно. Причем речь, как правило, о подъездах повышенной этажности. В целом же, говорит, после старта программы «Комфортное жилье» на 2016 — 2020 годы у экспертов Минского городского управления Госпромнадзора, а их сейчас в штате всего трое, работы прибавилось в разы. Чтобы оперативно закрывать все заявки, привлекаются специалисты из областных управлений. Сейчас в помощь столичным работают еще до восьми сотрудников. Очередь после подачи заявки на техосвидетельствование — около двух недель (после оплаты услуги). Но бывает, специалисты уже буквально на следующий день готовы выехать на объект. Только их не всегда там ждут — заявку отправляют, а лифт и близко не готов к сдаче, и эксперта не допускают. Жильцам же говорят, что это Госпромнадзор затягивает сроки.
Лифты в доме по ул. Матусевича, 65 (1 — 3-й подъезды) в Минске, ситуацию с которыми «СБ. Беларусь сегодня» держала на контроле, запустили в конце прошлой недели, прямо перед выходными.dekola@sb.by