Ксения Погорелая – о музыкальной жизни полоцкого Софийского собора

Заслуженная артистка Республики Беларусь Ксения Погорелая всю свою творческую жизнь отдала Полоцку. При том, что она уроженка Краснодара, выпускница тамошнего музыкального училища имени Римского-Корсакова. Свое образование она продолжила в Московской консерватории у народной артистки РСФСР, профессора Маргариты Федоровой (фортепиано, клавесин) и у заслуженного деятеля искусств, доктора искусствоведения Леонида Ройзмана (орган). Четыре года отработала по распределению в Дальневосточном педагогическом институте искусств.

Ксения Погорелая за пультом органа полоцкой Софии. Фото из социальных сетей

И надо же, в это время в Полоцке в Софийском соборе установили новенький орган, и с 1988 года Ксения Погорелая — органистка Концертного зала Софийского собора Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Этому призванию она верна уже 34 года. Здесь, в этом городе, в этом соборе живет ее душа.

Ксения Максимовна охотно рассказывает о том, как на ее глазах Полоцк становился крупным музыкальным центром. Надо заметить, что и она сама принимала в этом деятельное участие.

Как раз в то время — в конце 1980-ых возникла мода на установку концертных органов в реконструируемых церквях и соборах.

Минские зрители со стажем помнят, что в костеле Святого Роха на протяжении двадцати лет был камерный зал Белорусской государственной филармонии. Он открылся 1 июня 1984 года выступлением прославленной певицы, народной артистки СССР Ирины Архиповой и не менее прославленного органиста и композитора, народного артиста РСФСР Олега Янченко — тоже, кстати, ученик Леонида Ройзмана. Орган для костела Святого Роха был приобретен усилиями и за средства Министерства культуры БССР и сейчас используется не только для богослужений, но и как концертный инструмент.

Орган Софийского собора также был закуплен на средства Минкульта.

— Его устанавливали под заказ, — вспоминает Ксения Погорелая. — Это заслуга тогдашнего директора Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Татьяны Давыдовны Рудовой. Это она через Органный комитет СССР договаривалась с мастерами в Чехословакии. Договор был заключен на уровне республиканских властей. Специально вызывали специалистов-акустиков из Чехословакии, они все прослушали, промерили и изготовили орган именно под здание Софийского собора. Вот почему он так удачно вписался и по акустике, и по мощности в этот зал.

Удивительные акустические качества полоцкой Софии очень понравились и белорусским певцам.

Олег Янченко.  Архивное фото

Полочане до сих пор вспоминают концерты мировой оперной звезды Марии Гулегиной, и она охотно о них вспоминает:

— Я всегда там пела! Органные концерты… Да, пела там в память об отце!

Помнят и рождественский благотворительный концерт народной артистки СССР Светланы Данилюк. В хмурый морозный вечер 25 декабря 1990 года певица приехала в Полоцк с большой концертной программой, все средства от которой были направлены в помощь детскому дому.

— Мы регулярно приезжали с концертами в Софийский собор, у нас там были свои абонементы, — рассказывала легендарная лектор-музыковед Белорусской филармонии Инна Зубрич.

Незабываемым событием стала премьера 16 октября 1998 года Четвертой симфонии «Слово о полку Игореве» Олега Янченко. Специально ради этой премьеры в Полоцк прибыл Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь во главе с дирижером народным артистом РСФСР Геннадием Проваторовым, Государственная академическая хоровая капелла имени Григория Ширмы, вокальный ансамбль Минска «Камерата». Вел концерт заслуженный деятель искусств России Святослав Бэлза.

Янченко писал эту симфонию десять лет с расчетом на ее исполнение именно в полоцкой Софии, где он сам выступал как органист на протяжении многих лет.

— Я выбрал Полоцк не случайно, — сказал он после концерта. — Это дань Полоцкой земле, ее вкладу в мировую культуру. Для меня это дорогое место на земле.

Впрочем, по словам тогдашней заведующей отделом культуры Полоцкого горисполкома Раисы Козкиной, композитор далеко не сразу нашел в себе силы заговорить. Сначала он только обнимал исполнителей и плакал.

XXXII Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки. Фото Музея истории архитектуры Софийского собора

Звезды здесь не только гастролировали, но и делали записи на пластинки. Ведь акустика Софийского собора как будто специально создана для звукозаписи самого высокого класса.

На звукозапись заключались договоры, — вспоминает Ксения Погорелая. — К примеру, Валерий Полянский со своим коллективом записал у нас не только духовные концерты Бортнянского, но и «Всенощное бдение» Рахманинова.

А Ирина Архипова с пианисткой Натальей Богелава записала романсы Мусоргского, Глинки и Чайковского.

Все это, кстати, звучало в соборе живьем.

Сейчас золотые музыкальные традиции полоцкой Софии продолжаются, пусть даже и не с таким блистательным составом гастролеров. Разрыв связей между советскими республиками больно ударил не только по экономике, но и по культуре.

В Софийском соборе ежегодно проходят два фестиваля — весенний Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки и осенний органный фестиваль, организованный Ксенией Погорелой, — «Званы Сафіі».

В полоцкой Софии звучат самые разные инструменты. Фото Музея истории архитектуры Софийского собора

Кроме этого, на протяжении года практически еженедельно проходят органные концерты. Особенно популярны они в летний сезон, когда в Полоцк съезжаются туристы.

Программы составляют коллегиально.

У нас в концертном отделе Музея истории архитектуры Софийского собора три человека: заведующая концертным отделом Елена Евгеньевна Мартынова, органист, то есть я, и музыкальный редактор, — объясняет Ксения Погорелая. — Вместе решаем, вместе приглашаем. В конце июня или начале июля мы ждем у себя ректора Казанской государственной консерватории, народного артиста Республики Татарстан Рубина Абдуллина.

Публика. Фото Музей истории архитектуры Софийского собора

Финансирование скромное, в основном собственными силами, ведь концертный зал полоцкой Софии не является филармонией.

Тем не менее, что-то мне подсказывает, что его популярность будет расти. Возобновится практика заключения договоров на звукозапись, в Полоцк зачастят именитые гастролеры. Ведь культура неделима, она не может замыкаться в национальных границах, и укрепление связей внутри Союзного государства неизбежно и благотворно скажется и на музыкальной жизни в нашей стране.

juliaandr@gmail.com        

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter