70–летие отмечает 6–я минская клиническая больница. Когда–то — медсанчасть МТЗ фактически на окраине, с 40 койками и 69 сотрудниками. Затем — объединенная больница с 8 структурными подразделениями. А в наши дни это уже огромный медицинский организм. Самая крупная и лучшая по итогам 2016 года клиника столицы. Площадь 10 гектаров, 960 коек, 33 отделения, 1.600 работников, 20 тысяч операций и около 107 тысяч пациентов в год. Это если в абсолютных цифрах. На них, правда, медики особо не оглядываются: у них ведь приоритет — работа, работа и еще раз работа. И негласный девиз: «Кто идет вперед, у того все получается». А еще — очень душевный гимн–интерпретация песни из кинофильма «Весна на Заречной улице» с финальным рефреном «В моей судьбе ты стала главной, шестая клиника моя». Между прочим, это любимая мелодия главного врача Виктора Гурко, он ее может даже сыграть на гармони.
Не кабинетный главврач
Виктор Николаевич Гурко — член Совета Республики 1–го и 2–го созывов, участник всех Всебелорусских собраний и первого и, увы, последнего съезда врачей СССР, почетный гражданин Чашникского района, заслуженный врач Республики Беларусь, отличник здравоохранения, кандидат медицинских наук — у руля больницы 14 лет. И сразу говорит мне: «Я не кабинетный главврач». А потому старается минимум раз в неделю оперировать и в лечебном процессе с утра до вечера. В прямом смысле слова: на любимой работе доктор Гурко уже в 7.00. И столько успевает!
— Считаю, руководитель должен обязательно что–то построить. Плюс собрать вокруг себя умных единомышленников с горячими сердцами и умелыми руками, предоставить им хорошие условия труда и не мешать работать, — рассуждает Виктор Николаевич, устраивая корреспондентам «СБ» импровизированный обход.
Что и говорить, в строительстве 6–я клиника преуспела. Еще 15 лет назад ее облик определяли морально изжившие себя старые корпуса. Теперь же все, от хирургического до гинекологического, полностью реконструированы, модернизированы два здания вспомогательных служб. Последнее новоселье случилось 1 ноября: заработал самый передовой в СНГ центр трансфузиологии. Но это далеко не точка. В планах — открыть хозрасчетное консультативное отделение и к Европейским играм–2019 сделать пристройку, чтобы разделить бурные потоки пациентов городского центра травматологии и ортопедии, куда в зимнее время обращаются до 400 человек на дню. Это поможет соблюдать главное правило — «золотого часа»: оказывать помощь в первые 60 минут, тогда наиболее высоки шансы на полное выздоровление.
Плюс полная компьютеризация
Приема в травмпункт и сейчас, «не в сезон», дожидается вереница пациентов. Но как–то умиротворенно. Помогают и ТВ–панель, и Wi–Fi (всего в больнице 15 точек), и система электронной очереди, которой оборудованы еще консультативная и лабораторная службы. И это лишь штрих к портрету клиники, целиком компьютеризированной — от рабочего места постовой сестры до кабинета заведующего отделением. На цифровые рельсы переведена и клинико–диагностическая лаборатория. Здесь, по словам заведующей Ирины Кирилловой, ушли от ручного труда. Штрихкодирование на пробирках. Суперсовременные анализаторы, которые проводят около 8.000 тестов ежедневно. Рассылка результатов по всем отделениям, 26 поликлиникам и электронным адресам пациентов...
В эндоскопическом отделении у автоматики своя задача: обеспечить максимальную стерильность. 5 машин в специальных растворах моют–полощут инструменты, которыми заведующий, «доктор — золотые руки», как его представляет главврач, Александр Данович с коллегами проводят все возможные исследования так называемыми японскими зондами. И, кроме того, делают более 2,5 тысячи максимально щадящих, через микроразрез, операций. Часто с использованием белорусского лазера, аналогов которому в Европе нет. С законной гордостью Александр Эмильевич водит нас по кабинетам:
— Чтобы вы понимали, на каком уровне работаем. Видите, какая у нас установка для ФГДС? Ее презентовали в мире в 2013 году, а у нас она появилась уже в 2014–м. Только прошлым летом прошла презентация этого колоноскопического модуля — и вот, смотрите, работает в Минске.
Именно этому отделению выпало стать в своей сфере во многом первопроходцем. Тут впервые в стране начали обследовать кишечник при помощи видеокапсул. Первыми же поставили и внутрижелудочный баллон — для нехирургической коррекции веса. И лишь единицы центров имеют такой зонд, какой демонстрирует доктор Данович — трансназальный, всего 5,2 мм диаметром, — для пациентов, которым выраженный рвотный рефлекс не дает пройти ФГДС.
В царстве лазера
Почти так же часто, как «автоматизация» и «мы первыми», слышим в 6–й клинбольнице слово «лазер». Виктор Гурко считает: революция, которую делает в медицине «волшебный луч», сродни электрификации. Врачу он расширяет поле для маневра, организм пациента бережет, ведь после таких вмешательств и рубцов, и осложнений куда меньше. Заведующий гинекологическим отделением Константин Агабеков, к примеру, уже получил патент на изобретение новой методики и как раз заканчивает кандидатскую диссертацию по лапароскопическим операциям с применением лазера:
— С 2010 года так оперируем — по поводу бесплодия, эндометриоза, удаляем мелкие кисты... Лазерные технологии позволяют подобраться к самым труднодоступным местам, что раньше было невозможно. И если прежде шансы стать мамой у женщины, допустим, после внематочной беременности считались призрачными, то теперь 80% наших пациенток беременеют с одной трубой, на которой прошла операция.
Лазерные операции — норма жизни также в отделении хирургии, которым руководит (большая редкость для наших больниц!) доктор медицинских наук, профессор Николай Сивец. Здесь практически отказались от радикального варианта при варикозе — удаления вен. Теперь их как бы «закрывают» при помощи лазера и под контролем УЗИ. Процентов на 50 это менее травматично. От ответа на вопрос об уникальных операциях Николай Федорович из скромности уходит. Хотя вот, скажем, с грыжами пищеводного отверстия диафрагмы еще лет 10 назад врачи не знали, что и делать, — а сейчас их оперируют при помощи эндоскопа, и чаще других именно в 6–й больнице. 200 операций за плечами, результатами доктора довольны. Равно как и результатами вмешательств с применением биологических аллотрансплантатов, полипропиленовой сетки. Только к одному пациенту из ста его проблема потом возвращается, тогда как при обычных подходах — к каждому пятому.
Во имя материнства
Тихо–тихо заходим в реанимацию для новорожденных, появившуюся в больнице 4 января. Из шести кювезов четыре заняты. В одном сладко посапывает Ксения 12 дней от роду. Рядом с другим врач что–то объясняет натянутой как струна маме, мягко повторяя: «Не волнуйтесь, не волнуйтесь...» Да, здесь малыши находились и по 17 дней, поступали с весом и до 900 граммов — всех выхаживали. Раньше таких деток, недоношенных или с тяжелыми нарушениями, развозили по иным адресам — в 3–ю детскую, РНПЦ «Мать и дитя». Но позиция Виктора Гурко:
— В лечебном процессе должен быть замкнутый цикл! Всю необходимую пациенту помощь нужно оказывать на месте. Переезд и неизвестность — всегда большой стресс. Поэтому у нас тут для мам свободное посещение, как, впрочем, и в других реанимациях. Близкие должны видеть, понимать, как идет борьба за жизнь человека. Ведь из–за чего возникают вопросы? Из–за недопонимания — что–то или недосказано, или недоведено, но потом кем–то не совсем правильно интерпретировано...
А вот мы и в святая святых — родильном отделении. Здесь ежегодно появляются на свет около 5,5 тысячи детей. Тут родился в 1972 году миллионный житель столицы, а в 1985–м — полуторамиллионный. Здесь же стала мамой Дарья Домрачева, выбравшая палату–аппартаменты повышенной комфортности — еще один предмет гордости «шестерки». Отделение для нашей страны воистину уникальное. Уютный родильный зал с редкой возможностью вертикальных родов, личный врач, приятная музыка, прекрасные интерьеры в пастельных тонах, присутствие родственников, палаты не под номерами — с женскими названиями цветов. В одной — «Азалии» — готовится к выписке уже многодетная мама Светлана. За ее крошечной дочкой Ирочкой, устроившей потягушки, с умилением наблюдает принимавшая роды заместитель главного врача по акушерско–гинекологической помощи Наталья Одинцова, которая сегодня подписала уже 547–й договор на услуги такого рода:
— Сначала мы оборудовали четыре такие палаты, потом еще три и собираемся открыть дополнительно четыре. Спрос очень велик. Причем не только среди наших соотечественниц. Впору уже на карте отмечать географию стран, откуда приезжали пациентки — Россия, Китай, Армения, Казахстан, США, Сербия, Финляндия...
Между прочим, Виктор Гурко не скрывает: когда наваливается усталость, непомерным кажется груз забот, у него есть проверенный рецепт — приходит посмотреть, как выписывают счастливых мам. Потому как лучшая награда — даже не благодарность пациента, а его искренняя улыбка.
СПРАВКА «СБ»
Одно из главных направлений 6–й больницы — травматология и ортопедия, здесь расположен городской профильный центр с шестью отделениями, где выполняют самый большой объем операций, в том числе высокотехнологичных — по эндопротезированию всех крупных суставов. А еще «шестерка» является базой для Республиканского центра микрохирургии кисти, городских центров трансфузиологии и остеомиелитов, районного эндоскопического центра и лаборатории коллективного пользования. И это одна из главных научных баз Минска: здесь работают 9 кафедр БГМУ и БелМАПО. На Западе бы больнице уже присвоили статус университетской клиники! Для многих ведущих медиков страны эти стены родные — Е.Макаревича, М.Герасименко, В.Врублевского, С.Третьяка, Н.Жихаря, О.Даниленко, В.Царева... А недавно академиком Национальной академии наук избран Александр Белецкий, членом–корреспондентом — Николай Сердюченко — врачи, долгое время проработавшие в «шестерке».
gabasova@sb.by
6-й минской клинике исполняется 70 лет!
Крупнейшая минская клиника справляет юбилей
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.