Прочные швы и скрепление коротким замыканием: узнали «рецепт приготовления» электробуса

Кройка по металлу

Сверкающие листы металла, стальные трубы, алюминиевые профили и прочие заготовки в производственных цехах «Белкоммунмаша» менее чем за месяц превращаются в стильный общественный транспорт. Разумеется, львиная доля работ принадлежит сварщикам. Специалисты, которые умеют качественно «готовить» металл, подчиняя себе его твердость и прочность, всегда ценились на вес золота. С этой точки зрения BKM Holding — целая сокровищница. Познакомимся с работой умельцев, создающих электротранспорт.

Универсальные солдаты

Работа в цехе кузовов «Белкоммунмаша» на человека неподготовленного обрушивается какофонией звуков, стуков и снопами искр со всех сторон. Куда ни глянь, суровые мужчины, облаченные в прочные брезентовые робы и перчатки, склонились с горелками в руках над металлическими деталями.

У Игоря Велинского редкая профессия — сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки 4‑го разряда. Недавно он праздновал юбилей: 30 лет работы на заводе «Белкоммунмаш», получил медаль «За трудовые заслуги». В его бригаде 11 человек, большинство из которых — это сварщики. Все они универсальны и взаимозаменяемы.

Как раз сейчас Игорь занят изготовлением кожуха для батареи, которую установят на крыше электробуса.

— Приходится скреплять между собой заготовки самых разных размеров: от больших металлических листов до деталей в пару сантиметров, — отмечает он. — Для этого используются разные виды сварки: точечная или контактная, когда листы скрепляются коротким замыканием, а швы похожи на заклепки, аргонодуговая, полуавтоматическая.

Любой сварщик на предприятии умеет читать чертежи не хуже инженера. Ведь все детали нужно правильно разместить и собрать в единое целое. Положиться на авось не выйдет: машины, предназначенные для разных стран и городов, серьезно отличаются друг от друга. Нередко приходится разбираться с новыми модификациями. С одной стороны, увлекательно, но с другой — может снизиться темп работы. Это никому не интересно: предприятие буквально завалено заказами, а оплата труда сдельно-премиальная.

Будем откровенны: хлеб у сварщиков нелегкий. Они постоянно работают с высокими температурами, раскаленным металлом и сложным оборудованием. Поэтому сварщики раньше выходят на пенсию, ежедневно получают молоко или сок «за вредность», а отпуск у них — до 41 дня. Стремится ли работать в таких условиях молодежь? Игорь Велинский настроен оптимистично: толковые ребята есть.

Игорь Велинский.

Рассказывают, что в BKM Holding приходят специалисты, которые успели попытать счастья не только на разных предприятиях, но и в других ­странах. Например, сейчас к ним устраивается молодой человек, который работал во Франции. «Предложения оттуда звучат очень хорошие, зарплата белорусам кажется привлекательной. А потом выявляется множество нюансов: львиную долю заработка съедает стоимость продуктов, аренды жилья. В сухом остатке получается то же самое, что можно зарабатывать здесь, в родной стране, среди близких людей, общаясь на знакомом языке», — объясняют трудовые мигранты.

Стальная красота

Самые крупные детали общественного транспорта на электрической тяге относятся к каркасу кузова: основание, крыша и боковины. Над их изготовлением трудится бригада из пяти человек, которую возглавляет Валентин Лешок. Стаж работы у него колоссальный — 46 лет.

Валентин Лешок.

Когда входишь в трамвай, вагон кажется небольшим, компактным. А сейчас крыша кузова выглядит огромной, теряющейся где-то вдали.

— Длина крыши этого вагона — 1259 сантиметров, плюс еще две кабины, — подсказывает мастер. — У каждой модели крыши отличаются и размерами, и деталями. Все выполняем точно по чертежам. Работаем аргонодуговой сваркой, используя смесь газа и углекислоты. Шов при такой сварке получается прочный и одновременно аккуратный. Правда, потом все равно проходим шлифмашиной. Ведь поверхность, на которую крепится обшивка, должна быть идеально ровной.

Валентин признается: несмотря на долгие годы в профессии, он так и не налюбовался красотой раскаленной плавящейся стали. Зрелище поистине завораживающее!

Опыт для молодых

Из разрозненных элементов на глазах вырастает каркас будущего трамвая усилиями бригады, в которой трудится Сергей Тишкевич. Сварщики собирают воедино будущий кузов. Необходимо выполнять работу быстро и качественно, поэтому применяется полуавтоматическая сварка.

Сергей Тишкевич.

— Не тяжело работать, нормально, — с ходу ломает стереотипы Сергей. — К искрам за много лет привык. Почему роба не прожженная? А потому что нужно уметь варить и настраивать аппарат. Я на этом предприятии работаю с 2000 года, мне здесь нравится, зарплатой доволен. Недавно обучал сварке учащихся колледжа, на практику приходили. Сразу скажу: всякие встречаются. Есть те, кто проявлял интерес, старался, но были и такие, кому лишь бы время отбыть.

Сергей признался, что за месяц они выпускают не менее 25 кузовов. Стандартные, конечно, собирают быстрее, а с новыми модификациями приходится повозиться. Выгоднее делать знакомые модели, но желание заказчика — закон.

ЦИТАТА

Ирина Везицкая, заместитель генерального директора BKM Holding по идеологической, социальной работе и управлению персоналом:

— На предприятии трудится 69 сварщиков, большинство из них, 52 человека, заняты в цехе кузовов. Коллектив слаженный и устоявшийся. Тем не менее объемы производства растут постоянно, поэтому и вакансии для сварщиков имеются. К слову, существует приказ о материальном стимулировании сотрудников, которое привлечет квалифицированные кадры рабочих профессий. Таким образом мы приняли пятерых работников. Предусмотрены также доплаты за руководство практикой, разнообразные социальные гарантии. Средняя заработная плата в минувшем месяце составила почти 2900 рублей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter