Уже более 60 лет каждый день из Минска в Москву и обратно курсирует скорый поезд № 2/1 «Беларусь». Он фирменный, что означает не только высокий уровень комфорта, особый стиль оформления вагонов снаружи и внутри, но и обслуживание пассажиров по самым лучшим стандартам. Этот поезд — визитная карточка Белорусской железной дороги, а проводники — его лицо. Так кто же они?
Внешность заманчива
Время отправления из Минска — 22:10, прибытия в Москву — 8:15. Целая ночь в пути. А значит, большинство пассажиров видят сны под стук колес. Еще до их посадки постели готовы, подушки с узорами васильков взбиты, столик в купе сервирован, а проводники предлагают напитки и уточняют вариант горячего питания.Девушки выглядят и нарядно, и по-деловому строго одновременно: форменная одежда по фигуре, головной убор, белые перчатки, сине-оранжевые галстучки на шее, завязанные одинаковым узлом, и неизменная улыбка. Хочется перефразировать чеховские строки: в фирменном поезде все прекрасно — и наружность, и начинка, и хозяйки вагонов.
Екатерина Романович работает уже 13 лет, Анжелика Миклис — шесть, а Алина Шнаркевич здесь с ноября прошлого года. На всякий случай уточнили — все три не замужем. А это неудивительно — кто ж своих жен отпустит в рейс на шесть суток!
Инструктор поездных бригад Алина Сильченко рассказывает: у всех проводников фирменного поезда самый высокий 6‑й разряд. Отбор серьезный и многоэтапный. Начальники рекомендуют лучших проводников, которым затем предстоит пройти собеседование, стажировку, а впоследствии каждые два года подтверждать квалификацию. А вот требования к росту, весу и прочим внешним параметрам в документах официально не регламентированы. Главное — профессионализм и любовь к своему делу.
Глядя на высоких девушек, в отсутствие критериев отбора по внешности поверить сложно. Стройные, длинноволосые и длинноногие как на подбор. А у Екатерины Романович есть даже опыт участия в конкурсе красоты.
Впрочем, определенный регламент относительно внешности все же существует. От проводниц требуют быть аккуратными и естественными. Юбки не короче 10 сантиметров от колена. Волосы рекомендуют стягивать в пучок, заплетать или укладывать в прическу. Так что модные нынче яркие цветные прядки здесь под запретом.
Макияж неброский. Маникюр разрешается, но ногти должны быть средней длины, а лак — натуральных оттенков. Парфюмом тоже можно пользоваться, но не резким. В общем, все направлено на то, чтобы лишний раз не щекотать восприятие пассажиров.
Вагон — как дом родной
Попасть «на фирму» (так на сленге железнодорожников называют фирменный поезд) для многих проводников мечта с тех пор, как они определились с профессией.— Это же высший пилотаж в нашем деле! — восхищается Алина Шнаркевич. — Здесь и условия работы другие, и зарплата выше, а среди пассажиров встречаешь столько медийных личностей! В общем, интересно и ответственно.
Девушки наперебой вспоминают, как в фирменном белорусском поезде ехали солисты группы «Дюна», актер Сергей Безруков, известные государственные деятели России и Беларуси. Отмечают, что большинство ВИП-пассажиров ведут себя просто, без признаков звездности.— Им вы, наверное, стараетесь оказать особое внимание? — предполагаю я и снова ошибаюсь.
— Мы должны быть со всеми вежливы и участливы, не выражая к кому-либо подчеркнутой симпатии, профессиональная этика требует вести себя скромно, — утверждают девушки. Сразу приходит на ум образ: проводник — это что-то вроде солнца, всем светит одинаково.
Другое дело, если пассажир пожилой, маломобильный, вдруг почувствовал себя плохо или возникла нестандартная ситуация. Не так давно, к примеру, вызывали врача для женщины с панической атакой. Проводники умеют оказать доврачебную помощь, могут сделать искусственное дыхание, обработать несложные раны. А еще они прошли специальную подготовку по психологии.
Из необычного — собеседницы приводят в пример тех, кто путешествует вместе с домашними питомцами. Некоторые выкупают целое купе, чтобы не мешать другим и обеспечить спокойные условия для животного.
— Крупных животных, как правило, в поездах не перевозят, а вот кошек и мелких собачек достаточно много, — рассказывают девушки. — На питомцев всегда оформляются документы.
За десять часов, которые поезд находится в пути, самим проводникам на сон выделено всего три часа глубокой ночью. При этом дежурный проводник есть в каждом вагоне. Полноценный отдых предусмотрен только по прибытии поезда в пункт оборота. Но опять же прежде чем заняться своими делами, принять душ и выспаться, девушкам предстоит убрать вагон и подготовить его к следующему рейсу.
Целых шесть суток проводники в пути. В ответ на вопрос, не утомителен ли такой график, собеседницы отрицательно качают головами.
— Наоборот, я вообще не представляю, как можно работать пять дней в неделю с 9:00 до 18:00, — пожимает плечами Анжелика Миклис. — Потом всего два выходных, это же так неудобно. А мы шесть суток отработали, потом шесть отдыхаем. Все по дому успеваешь сделать и восстановить силы.
В этом году День железнодорожника девушки встретят дома. А так частенько доводилось профессиональный праздник проводить под стук колес.
— Ступаешь на землю, и без привычного покачивания первое время даже немного не по себе, — улыбаются проводники фирменного поезда. — Вагон почти как дом родной.
Интересуемся, не приходилось ли им становиться объектами слишком навязчивого внимания пассажиров. Чего скрывать, красота — это не только преимущество, но и определенные риски. В ответ только улыбаются:
— Вам, журналистам, только и подавай истории, как в лихие девяностые! Если серьезно, все конфликтные ситуации улаживаются уже в момент их возникновения. Тем более в служебном купе есть прямая связь с начальником поезда. Принципы безопасности как пассажиров, так и проводников здесь соблюдаются неукоснительно.
Железнодорожное сообщение между Беларусью и Россией активизируется
Объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом с Россией за семь месяцев, в январе — июле, вырос на 6,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самые популярные направления — Москва и Санкт-Петербург (как и ранее). С Москвой, Санкт-Петербургом, Адлером, Калининградом, Мурманском, Архангельском, Анапой и Самарой организовано регулярное пассажирское сообщение. Еженедельно между двумя государствами курсирует около 150 поездов.