Лауреат спецпремии «За духовное возрождение» Татьяна Лапкова продвигает редкую технологию берестяников

Красота спасет… кувшин

Глиняными изделиями современных белорусов не удивишь. И все же многовековые традиции народной керамики настолько богаты и разнообразны, что до сих пор есть место открытиям с налетом старины. Заведующая отделом традиционной культуры Витебского областного методического центра народного творчества лауреат спецпремии ­Президента Беларуси деятелям культуры и искусства Татьяна Лапкова не один год занимается сохранением и популяризацией технологии оплетения берестой гончарной посуды. Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» узнали, как нашими предками создавались берестяники и как стародавняя традиция получила новую жизнь в нынешнем веке.

Татьяна Лапкова.

Березовая «огранка» для глины

То, что технологию удалось вернуть из забвения, Татьяна Лапкова считает достижением всего коллектива центра и мастеров-керамистов области. Традиция оплетать берестой гончарные изделия привлекает своей самобытностью, редкая и уникальная. Специалист поясняет:

— Технология была распространена на территории Витебского Поозерья. Берестяники находили в Миорском, Шарковщинском, Глубокском и Поставском районах. На эти регионы мы и делали ставку при воссоздании, местные мастера с интересом подхватили инициативу.
Татьяна подводит к этнографической коллекции, среди привычных изделий быта — глиняные изделия с берестяной «огранкой». Специалист берет в руки самый большой горшок — так называемый столбун, так его нарекли из-за формы. На примере этого раритета рассказывает о технологии:

— Вот видите внутри небольшую трещинку. Чтобы спасти изделие, его обвили берестяными лентами: после размачивания березовая кора стягивает треснувший горшок и придает ему дополнительную прочность. По крайней мере, здесь уже можно было хранить тесто или сыпучие материалы.  


Подобный декор возник от нужды. Старались сохранить крупные глиняные изделия. Сейчас технология, понятное дело, утратила свое первоначальное значение, стала оригинальным способом декорирования глиняных изделий.
Представленные в экспозиции кружки и даже свистулька с берестяным декором, поясняет наш экскурсовод, — исключительно новодел. Кстати, именно небольшие декоративные изделия пользуются популярностью у современников, приобретаются в качестве сувениров, предметов интерьера.

Сегодня технологию освоили шесть мастеров Витебской области. Татьяна Лапкова отмечает: каждый мастер привносит в старинное ремесло что-то свое. Например, Елена Батарчук из Миор на берестяных лентах делает орнаментальные прорези, тем самым добавляя авторские художественные штрихи. Сергей Римденок из Шарковщинского района придерживается традиционной методики.

Возвращение в народ

Техника не так проста, как кажется. В этом одним из первых убедился Сергей Римденок. Даже при его 30‑летнем гончарном опыте идеальный берестяник получился не сразу. С методической поддержкой центра теория воплотилась в уже двухлетнюю практику народного мастера Беларуси. Сегодня керамист постиг все тонкости старинного декора:

— Больше всего времени уходит на саму бересту. Не каждое дерево подойдет для заготовки: оно должно быть без сучков, не слишком старое и не слишком молодое. Монотонный процесс — размачивание бересты, нарезание полосок. Только затем пластичные берестяные ленты натягиваются на глиняное изделие по кругу или по диагонали — в зависимости от выбранного вида плетения.



В персональной коллекции Сергея Римденка — кувшины, гляки, крынки, слоики, мелкие декоративные изделия, обрамленные берестяными полосками. Даже воссоздал коллекцию старинных берестяников, которую когда-то увидел в Художественно-этнографическом музее имени Язепа Дроздовича в родных Германовичах.

В местном Доме гончара мастер передает уже свой опыт подрастающему поколению. Воссозданная самобытная технология заинтересовала ребят не меньше наставника. Два ученика даже провели выездной мастер-класс для своих сверстников. Так некогда забытая белорусская традиция снова идет в народ…

Новый импульс

Белорусские берестяники притягивают внимание посетителей на каждой выставке керамистов Витебской области. Это отмечают и сами мастера, и сотрудники центра. Пока что для многих это необычная новинка, хоть и с многовековой историей (уходит истоками в эпоху неолита). Татьяна Лапкова надеется, что самобытная технология приживется в современном мире и станет яркой краской в палитре народной культуры. Постоянно проводит мастер-классы, организует выставки достижений местных гончаров, в том числе в российских регионах. В продвижении ставку делает также на свой новый проект — «Школу гончара»: предполагается серия мастер-классов для ремесленников со всей области в Витебске, затем в Шарковщинском и Оршанском районах. Собеседница отмечает, что последние годы интерес к традиционной культуре у наших соотечественников возрос:

— В центре работаю семь лет. По посетителям вижу, как с каждым годом растет интерес к народному творчеству. Когда начинаешь погружать в историю, связанную с тем или иным предметом белорусского быта, ремеслом, люди иначе воспринимают информацию.  
Только зная традиции своего народа, земли, можно искренне любить родную страну. 
Лично меня вдохновляют наше искусство, природа, село. Хочется донести красоту традиционной культуры как можно большему количеству современников.



ryzhkova@sb.by

Фото Антона Степанищева и БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter