О количестве и качестве
Проблемы городской эстетики острее других чувствуют профессионалы. Мы попросили представителей творческих союзов, объединяющих специалистов, которые так или иначе участвуют в формировании облика населенных пунктов, поделиться своими наблюдениями.Монументальные произведения (архитектурные и скульптурные композиции, элементы ландшафтно-паркового искусства, мозаичные панно, памятные доски), появившиеся в советский период, в большинстве своем узнаваемы, являются образцом стиля и отличаются профессионализмом в подходе к организации среды. Так считает председатель секции скульптуры Белорусского союза художников кандидат искусствоведения Иван Артимович:
— Новых объектов, составляющих эстетический фон городской архитектуры, за последние годы появилось очень много. Однако не все они, что называется, пришлись ко двору.
Почему же многие современные образцы уступают прежним? В первую очередь потому, что изменились подходы к формированию городской среды средствами изобразительного искусства, качество ее организации серьезно упало.Создание любого произведения начинается с конкурса, приводит пример эксперт. В последние годы у художников и архитекторов накопилось много претензий к проведению таких конкурсов, к их условиям, срокам, исходным материалам, порядку информирования участников. Иногда доходит до того, что художественно-экспертному совету как свершившийся факт предъявляют уже готовые работы или навязывают неудачные масштаб, место установки, которые при этом устраивают заказчика, инвестора. Такие подходы негативно сказываются на облике города.
Деньги решают не все
По мнению председателя Белорусского союза архитекторов Олега Быковского, сегодня вопрос формирования более качественной городской среды стоит достаточно остро. Это прекрасно видно на примере Минска:— Город в основном сформирован и застроен. А что такое городская среда? Это пространство за стенами мест проживания, которое выходит за рамки дворов и объединяет всех людей. Важно, чтобы оно было безопасным, комфортным, доступным, с сохранившимся историко-культурным наследием.
У председателя БСА есть претензии к элементам псевдоискусства в городской среде, не имеющим к искусству никакого отношения.
Например, муралы — живописные изображения на стенах зданий. Далеко не все они выполнены на высоком художественном уровне и имеют надлежащее эстетическое наполнение. А значит, не украшают, а уродуют город, искажают его архитектуру. В отличие, скажем, от знаменитых мозаичных панно Александра Кищенко на торцах жилых многоэтажек по столичному проспекту Независимости.Олег Быковский считает, что во имя сохранения и улучшения городской среды необходимо свести к минимуму разобщенность всех задействованных в этой работе сторон: архитекторов, художников, заказчиков, строителей, представителей местных властей, разработчиков нормативно-правовых актов. В качестве примера он приводит Москву, которая меняется, и людям это нравится. Без слаженной работы сделать это было бы невозможно.
В рамках завершившегося недавно в столице XV Национального фестиваля архитектуры прошел круглый стол представителей БСА и БСХ по вопросам эстетизации городской среды. Результат: ведется работа над совместным документом с предложениями по пересмотру подходов к организации городского пространства. Спектр направлений широк — от выработки новых механизмов формирования, отбора и реализации архитектурно-художественных проектов до активного привлечения к архитектурному творчеству молодых профессионалов. С этими предложениями предполагается продолжить разговор на более высоком уровне. Конечная задача — воплотить в жизнь декларации и намерения.
nesterov@sb.by