Скидельское восстание против белополяков было ярким, трагичным и победным

Красный флаг над ревкомом

К середине сентября 1939 года почти вся территория Польши, исключая земли Западной Белоруссии и Западной Украины, была оккупирована фашистской Германией. В такой ситуации правительство СССР приняло решение перейти советско-польскую границу, чтобы белорусов и украинцев защитить от фашистов. Боевые подразделения Красной армии стали уверенно двигаться на запад, преодолевая на своем пути слабое сопротивление польских военных. Через три дня они уже были возле Гродно. Местные жители встречали красноармейцев с цветами.

Руководитель историко-краеведческого музея СШ № 3 Скиделя Марина ВАБИШЕВИЧ рассказывает о событиях сентября 1939 года.

Еще до прихода воинов-освободителей в крупных населенных пунктах Гродненского повета по инициативе членов Коммунистической партии Западной Белоруссии создавались революционные комитеты. Они разоружали местных полицейских и осадников, брали власть в свои руки. Жители деревни Вертелишки, к примеру, 18 сентября образовали временный исполнительный комитет, который выступил с воззванием к народу. В нем говорилось, что скинуты оковы неволи, настало время быть хозяевами в своем доме.

Серьезное вооруженное восстание, которое вошло в историю, вспыхнуло в Скиделе. Одни историки утверждают, что волнения возникли 17 сентября, другие уверены, что днем позже. Узнав об освободительной миссии Красной армии, местные коммунисты собрались в доме Хаима Шведского, чтобы обсудить план действий. В это время молодые парни Иосиф Лапицкий и Михаил Сорока отняли карабин у полицейского Лося. Вокруг собралась толпа. Кто-то крикнул: «Айда разоружать полицию!» На помощь пришли два десятка крестьян из деревни Головачи. Направились к магистратуре. Бурмистра Скиделя арестовали, а служащих разогнали. Михаил Литвин и Георгий Шагун с единомышленниками заняли полицейский участок. Были захвачены почта, телеграф и электростанция. Повстанцы установили связь с населенными пунктами Озеры и Лунно, где власть также перешла к восставшим. В Скидель подошли вооруженные группы людей из Глинян и Песчанки.

Группа бойцов Скидельского восстания.

Был образован временный революционный комитет. Его возглавил Михаил Литвин. С балкона магистратуры он выступил перед собравшимися. Сообщил, что власть в Скиделе переходит к ревкому, и призвал всех разоружать полицию и объединяться в отряды, при этом не допускать беззакония и самосуда. Один из членов ревкома Александр Мазалевский забрался на крышу здания и под бурные возгласы одобрения сбросил польский флаг, вместо него установил красный.

Доска на бывшем здании магистратуры, а ныне горисполкома в Скиделе.

Местный краевед Михаил Севрук писал, что многие скидельчане с большой радостью восприняли перемены: «С энергией и энтузиазмом жители Скиделя строили баррикады. Пожилые мужчины и подростки тащили бревна, катили деревянные колоды, тянули старые телеги».

Вдохновленные первыми успехами скидельчане начали разоружать и отступавшие в направлении Гродно польские воинские подразделения. На железнодорожной станции они остановили военный эшелон и заставили солдат сложить оружие. Полтора десятка офицеров арестовали. В руки повстанцев едва не попал ехавший по дороге на легковом автомобиле генерал. Спасло то, что водитель по его приказу проехал местечко на высокой скорости и без остановок. Это стало наукой для революционеров: на мосту они положили доски с набитыми гвоздями.

В начале восстания ни польские военные, ни полицейские не оказывали сопротивления. По мнению историков, первые жертвы появились после того, как группа под руководством Ильи Мышко на пожарном автомобиле с установленным на нем пулеметом выехала навстречу отступающим со стороны Щучина военным, чтобы заставить их сложить оружие. Офицеры отказались. Во время возникшей стычки погиб Андрей Кузьмицкий, молодой парень. Ответным огнем были убиты несколько польских офицеров. Рядовые солдаты не стали сопротивляться, и их отпустили.

О скидельских событиях стало известно польским властям в Гродно. Там решили подавить восстание. Снарядили несколько грузовиков с военнослужащими, полицейскими, ополченцами из гродненских гимназий и лесников. Подъехав к Скиделю, они выслали парламентера. Но гордые скидельчане не согласились капитулировать. Каратели пошли в атаку. Сначала они смяли охрану, которая находилась на мосту через Котру, а потом, развернувшись в цепь, атаковали. Со стороны Щучина им на помощь подоспел кавалерийский эскадрон.

Зверски замученный Лазарь ПОЧИМОК.


Повстанцы были плохо организованы и не обучены военным действиям. При виде превосходящих сил противника они разбежались по домам или ушли в лес. Начались расправы. Местные полицейские показывали дома, где проживали самые активные участники восстания. Более 100 человек арестовали. После издевательств 18 человек расстреляли. Члену подпольного райкома КПЗБ Лазарю Почимку каратели выкололи глаза, отрезали уши, на груди и спине вырезали звезды.

По сведениям Михаила Севрука, арестованных повстанцев под конвоем привели в деревню Котру. В здании школы их заставили лечь на пол и продержали в таком положении несколько часов, затем повели в сторону Гродно. Неожиданно появился советский самолет, который стал летать над ними на небольшой высоте. Охранники испугались и разбежались. Арестованные оказались на свободе.

Возможно, издевательства продолжались бы и дальше, но на помощь восставшим поспешили красноармейцы. Командованию Красной армии сообщили об отчаянном положении повстанцев. Спешно в Скидель направили два танка и две бронемашины, груженные оружием, под командованием капитана Чернявского. Вооружив местных крестьян, Чернявский создал пехотный отряд. Боевая техника вместе с пехотинцами направилась в Скидель. В течение часа местечко было освобождено.

Случилось это 20 сентября, а уже на следующий день по центру Скиделя маршировали красноармейцы. Улицы были усыпаны цветами, народ ликовал. На организованную местным самоуправлением манифестацию, посвященную освобождению, вышли почти все горожане. Некоторые были одеты по-праздничному. Звучали эмоциональные выступления, слова благодарности освободителям. Слышались крики «Ура!». Потом началось шествие. Колонна из скидельчан и жителей близлежащих населенных пунктов (у всех были красные банты на груди) растянулась на несколько километров. Над ней пестрели красные флаги и патриотические плакаты.

Считается, что в сентябре 1939 года во время восстания погибли 18 скидельчан. Однако бывший председатель Скидельского сельисполкома Василий Казак, который занимался поиском имен погибших, называет иную цифру: от 14 до 19. Их сначала похоронили в центре Скиделя, а потом останки спешно перенесли в братскую могилу в старом парке. Только спустя годы на памятнике появилась мемориальная доска. На ней нанесены 14 фамилий. Очевидцев тех событий после Великой Отечественной войны осталось мало.

В историко-краеведческом музее скидельской СШ № 3 собрано немало материалов о том восстании. Есть, к примеру, фотографии митинга, прошедшего 17 сентября, и группы бойцов народного сопротивления. Ко Дню народного единства руководитель музея Марина Вабишевич готовит специальный стенд, посвященный событиям 1939 года.

Митинг в Скиделе, 17 сентября 1939 г.

gil@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter