![](/upload/iblock/c0e/c0e3838afcfca4896490e13209d9cd35.jpg)
Никого не потерять
Поездка получилась меганасыщенной. Кажется, только что мы бродили по набережной реки Великая, любовались Псковским кремлем и величественным Троицком собором, как уже взбираемся на башню Луковка Изборской крепости и фотографируем лебедей на Городищенском озере. Еще пару часов – и наша дружная делегация берет мастер-класс по приготовлению сыра у представителей коренного народа сето в деревне Сигово Печерского района. Эта финно-угорская этническая группа насчитывает в России чуть больше 200 человек. Еще около десяти тысяч живут в Эстонии. В подлинной усадьбе семьи Кюлаотс, построенной в конце XIX века, собраны мебель, домашняя утварь, одежда, орудия труда, которыми пользовались представители этого малочисленного народа.![](/upload/iblock/bc3/bc3601b3ef672a9c301e44c9066e2666.jpg)
Все впечатления – супер! Единственный момент, когда журналисты испытали настоящий страх, посещение «Богом зданных пещер» – кладбища на территории Псково-Печерского монастыря. Всякий, кто оказывается в полумраке длинных подземных ходов с бело-желтыми сводами из спрессованного песчаника, невольно осязает благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью. Мы тоже это прочувствовали до дрожи в коленях. Причем каждый не боялся остаться один (а шли мы след в след, освещая путь свечами). Боялись, чтобы кто-то не потерялся.
![](/upload/iblock/77f/77f494f3497eb4939ba40e735579dff1.jpg)
Вдыхая воздух Пушкина
![](/upload/iblock/53e/53e20a59145fd8cf3bb0093b6ffd3050.jpg)
После знакомства с усадьбой, в которой изначально размещалась полотняная фабрика, побродили по территории имения. Жаль, конечно, что не удалось посидеть на скамье Онегина (хотя, наверное, все-таки правильнее было бы назвать скамью
Татьяниной). Многие деревья старинного парка уже заметно накренились и, чтобы массивные стволы не придавили любителей поэзии, деревья огородили заборчиком. Рядом с домом мы отыскали остатки фундамента старого барского
![](/upload/iblock/802/8021e3fb5892248a38a171c425a68c70.jpg)
дома, из которого семья временно переселилась в здание бывшей фабрики, а потом там и осталась, а старый усадебный дом в 1850-х сгорел. Прогулялись и к знаменитой баньке, где частенько ночевал и устраивал дружеские пирушки Пушкин.
А главное, новички клуба «Друзья – Сябры», к каковым относилась и я, смогли уловить самую суть проекта – неформальное общение, на которое делает ставку один из создателей сообщества известный российский журналист Владимир Мамонтов. Мы увидели, что большинство произведений Пушкина было посвящено конкретным людям, с которыми он проводил довольно много времени – читал книги, пил чай, танцевал и парился в баньке. Их любовь и дружба – великая сила, которая вдохновляла поэта. Мы все, и друзья, и сябры, еще раз убедились в том, что общение «без галстуков» способно объединять не только отдельных журналистов и блогеров, но и целые государства.
Вечные ценности
![](/upload/iblock/76e/76ed2c6ff4655d8e20c5dec7e29668fe.jpg)
«Десертом» нашей поездки стал Мирожский монастырь. В Спасо-Преображенском соборе, расположенном на его территории, сохранились фрески XII века. Поражает обилие синего цвета, который, как известно, придает краскам полудрагоценный камень лазурит. Фрески имеют очень сложную судьбу. Примерно в XVII веке их заштукатурили и побелили, а спустя несколько столетий, при ремонте, нашли. Правда, «обновили» находку очень своеобразно – клеевыми красками, которые вскоре стали чернеть. Спустя два десятка лет началась реставрация, которая не прекращается до сих пор. Специалисты заверяют – уже 80 процентов фресок – подлинные.
uradova@sb.by
Благодарим за организацию поездки сообщество журналистов и блогеров России и Беларуси «Друзья – Сябры», Постоянный Комитет Союзного государства