Коссовский дворцово-парковый ансамбль — уникальный памятник неоготической архитектуры XIX века планируют окончательно отреставрировать к 2023—2025 годам. Работы началась в 2008 году, в ноябре 2017 года провели первую экскурсию. Двери для туристов сейчас открыты постоянно, работают по графику музея Тадеуша Костюшко, расположенного неподалеку.
Коссово — одно из немногих приобретений удачливого предпринимателя и финансиста Войцеха Яна Пусловского (1762—1833). После смерти графа, наследство разделили между его 5 сыновьями, коссовские земли получил младший сын Вандалин. По его инициативе в 1838—1843 годах по проекту архитектора Франтишка Ящолда был построен первый неоготический дворец на территории современной Беларуси. Это мощное сооружение несколько раз реконструировали. Сначала польский архитектор и реставратор Владислав Маркони, затем — салонный художник и декоратор Франтишек Жмурко.
Общая площадь ансамбля, вместе с террасным пейзажным парком и тремя искусственными прудами, составляла более 40 гектаров. Само здание длинное, 120 метров. 12 зубчатых башен — символы месяцев. Самые высокие символизировали май, июнь, июль и август. Маленьких башенок 365, равно количеству дней в году. Внутреннее устройство дворца было также необычным. Солнце поочередно наполняло светом залы и комнаты, а их изначально насчитывалось 88. Каждая комната имела свое отличие и по цвету стен, и фрескам, и по лепнине. У залов было свое предназначение и название. В «Розовом» музицировали, «Черном» — играли в карты, и входить туда разрешалось только мужчинам. В «Бальном» проводили приемы и устраивали танцы. Боковые крылья дворца при помощи узких галерей соединялись с выдвинутой главной частью.
Здание было отлично продумано технически. По всему периметру — огромный подвал, где размещались элементы инженерного оборудования и хозяйственные комнаты, что служило вентиляцией. Полы подогревались паровыми котлами, действовало воздушное отопление. В парке было не менее 150 видов растений, возле дворца находилась оранжерея. У дорожек скульптуры, фонтаны… На нижней террасе — усадьба Костюшек. На месте бывшей родовой усадьбы сейчас дом-музей. В 1733 году полковник Людвиг Костюшко купил имение Меречевщина, принадлежавшее Яну Юзефу Сапеге. В 1746 году в семье Костюшко родился четвертый ребенок — сын Тадеуш Бонавентура, крестили его в коссовском Троицком костеле.
Невероятно, как за столько лет, пройдя через войны, дворец еще смог сохраниться. Во время Первой мировой многие ценности вывезли за границу. С 1921 года Коссово оказалось под Польшей, а во дворце обосновалась сельскохозяйственная школа, где готовили пчеловодов. В годы Великой Отечественной здесь располагалась немецкая комендатура, рядом — гетто. В 1944 году здание сожгли. Пожар, длившийся 7 дней, оставил после себя практически одни стены. Средств на восстановление долго не могли найти.
В 2004 году Брестский облисполком принял решение провести первый этап реставрации под гостинично-туристический комплекс. В 2007-м Постановлением Совмина объект наделен статусом историко-культурной ценности 1-й категории и занесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
По коридорам и залам дворца, где активно ведутся строительные работы, и куда пока нет хода туристам, меня сопровождала экскурсовод-смотритель Галина Голуб:
— Где-то с момента пожара он и стоял заброшенный. Сейчас практически отреставрированы 5 залов — бальный, конференц-зал, зал бракосочетаний… Для посетителей эти три еще закрыты. Кстати, регистрация брака уже у нас проводилась, несмотря на то, что до окончания работ еще далеко. Пока работает временная экспозиция в двух залах на первом этаже. Один из них знакомит с историей коссовских земель и историческими личностями, которые имеют к ним отношение. Здесь есть предметы середины XIX — начала XX веков, найденные при раскопках. Второй, белый, рассказывает о роде Пусловских и о том, каким был дворец во времена его расцвета. В центре — макет дворца, его делали студенты Брестского университета имени Пушкина. Будущие историки и археологи принимали участие в раскопках и нашли множество интересных и уникальных артефактов. Некоторые из них представлены во временной экспозиции.
Пока идет реставрация, можно увидеть сравнить старую и новую кирпичные кладки. Разница очевидна, точно также нельзя не заметить и толщину стен, — более полуметра точно. Работают бригады из Бреста, Минска, Березы… Внутри строительные леса, пролезаешь мимо них с трудом. Одни рабочие штукатурят стены, другие занимаются лепниной. Заходила и в башни, но на самый верх не рискнула подняться. Они восьмиугольные с нишами. Что там находилось, не знает никто. Возможно, скульптуры. Окна изготавливали на частной фирме в Бресте, затворки делали отдельно. Все внешне приближено к тому времени.
В центральной части дворца у входа при Пусловских была музыкальная стена. Гостя слышали сразу, даже с верхних этажей. Поручней не было, и при подъеме, если кто-то касался стены рукой или краем одежды, она начинала «играть». Весь секрет в замурованных голосниках (глиняных горошках), они вибрировали при колебаниях воздуха.
В ближайшее время во дворце откроются ресторан и гостиница для посетителей. С балкона над центральным входом видна панорама озера и музея Костюшко. Внешний вид фасада дворца уже идентичен периоду Пусловских, обновят и парк. Работы над ним проводят в несколько этапов. В первую очередь воссоздают сам дворец, террасы и фонтан.