Еще не так давно между Беларусью и космической тематикой были, простите за тавтологию, космические расстояния. По крайней мере, многие рассуждали так: где наша страна, а где безвоздушное пространство? Ни Байконура у нас своего, ни космического флота. Но на самом деле все меняется.
Поверьте, нам вполне есть чем гордиться. Да, на просторах бывшего СССР о малой родине космонавтов вспоминали не часто, и все же. Достаточно сказать, что испытатель парашютной и космической техники Валентин Данилович, кстати, первым лабораторно проверивший на себе состояние невесомости, был родом с Минщины. Родители первой женщины в космосе Валентины Терешковой родились на Могилевщине, а сама космонавт в детстве говорила по-белорусски. Есть в списке «космических белорусов» и фамилии не менее известные. Кто у нас не знает дважды героя и легенду космоса Владимира Коваленка? Или уроженца Брестчины космонавта Петра Климука? Ну и наконец самого молодого в этом списке Олега Новицкого? Все эти люди в разное время внесли и продолжают вносить свой вклад в освоение космоса.
А ведь если разобраться, нашу страну и космические дали связывали и связывают не только астронавты, но и ученые. Например, отдел аэрокосмических
исследований Института прикладных физических проблем имени А.Н. Севченко БГУ уже много лет трудится на благо космоса. Более того, наши ноу-хау работают на борту Международной космической станции (МКС). В июне 2010 года там установили фотоспектральную систему белорусского производства. Через год после этого для выполнения космического эксперимента «Сейсмопрогноз» наши ученые разработали блок внешних датчиков. А осенью 2014-го на МКС для изучения процессов и последствий природных и техногенных явлений и катастроф отправилась система космического базирования. Так что если разобраться, запуск собственного летательного аппарата, спутника связи, стал не неожиданностью, а, скорее, результатом долгой работы.
Сегодня мы можем говорить о развитии в стране целой новой отрасли – космической, которая активно развивается, и об этом неоднократно упоминал глава президиума НАН Владимир Гусаков. И причиной тому не только действующий белорусский космический аппарат — спутник связи, беспилотные летательные комплексы, но и система наземного управления и обработки информации, суперкомпьютеры, микроэлектроника, производство съемочной аппаратуры и так далее.
Ведь мало запустить спутник, важно этой информацией пользоваться. И это нам тоже удалось: с ней уже работает целый ряд министерств и ведомств. Например, эта информация используется для мониторинга лесных массивов, национальной безопасности, сельскохозяйственных посевов и многого другого. Да, речь не идет о полетах на Марс и Луну, но распространение космического мониторинга на всю нашу территорию, включая дистанционное регулирование производственных процессов в разных сферах, дорогого стоит.
Поэтому весть о грядущем Международном космическом конгрессе, который примет Минск 9—15 сентября, приятная, но тоже вполне закономерная. Нам есть что показать, мы в теме. Да и в приеме большого количества гостей мы тоже вполне поднаторели – сказывается опыт по проведению ЧМ-2014 по хоккею. Так что сомнений в том, что и это мероприятие пройдет на высоте, нет. А темы для обсуждения, учитывая, что космос – величина не разделяющая, а объединяющая, всегда найдутся.
arteaga@sb.by
фото sb.by
Наша страна готовится к Международному космическому конгрессу – 2018
Космический конгресс: поехали!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.