Белыничская художница Лариса Журавович — о творчестве и патриотизме

Корни и купола

Белыничская художница Лариса Журавович через архивы и старожилов запечатлевает на холсте разрушенные местные храмы

Сельские церквушки и часовенки, монастырь кармелитов в Белыничах… Канувшие в Лету, они ожили на полотнах художницы Ларисы Журавович. Цикл ее работ под названием «Возвращение» победил в республиканском конкурсе на лучший культурный проект патриотической тематики в номинации «Лучшее произведение изобразительного искусства».


Колоритные бревенчатые избушки, сноп снега на лугу, дровница за хатой, сирень, прислонившаяся к плетню, портреты сельских тружеников, деревенские натюрморты с караваем, выросшими на грядках тыквами, ее любимыми подсолнухами… Творчество Журавович недаром называют примером душевной живописи. Глядишь на ее полотна — и чувствуешь запах душистого хлеба, парного молока, умытого дождем поля… Лариса Викторовна, в свое время окончившая Республиканскую специализированную среднюю школу-интернат по музыке и изобразительному искусству имени Ивана Ахремчика, учившаяся у народного художника Георгия Поплавского, могла остаться в Минске. Но много лет назад сделала выбор в пользу родных Белыничей. С тех пор через свои работы признается в любви к глубинке, доказывая, что красоту и вдохновение можно черпать в повседневности, в самом простом и малом.


В цикле ее работ «Возвращение» — более 30 произведений. Не просто картин. Сама художница говорит: «Это моя попытка восстановить разрушенные святыни». Чтобы выяснить, как выглядели храмы, утраченные в начале ХХ века, Журавович и ее муж Вячеслав Астафьев больше года работали с «первоисточниками»: архивными документами, с земляками-старожилами, которые еще застали эти храмы и каплицы.

— Когда только начала разрабатывать эту тему, осознала, как мало я знаю о православном прошлом малой родины, — признается Лариса Викторовна. — А оно богатое! В нашем районе было 18 христианских храмов, как минимум при шести из них работали церковно-приходские школы. До наших дней, увы, сохранились лишь две православные святыни, и те не в аутентичном виде. Чтобы воспроизвести достоверный облик тех, что давно стерты с лица земли, мы со Славой проехали не менее сотни километров, исколесили район, работали в музеях, библиотеках…


В архивных документах Лариса Викторовна и Вячеслав Владимирович нашли несколько каплиц на сельских кладбищах, изображение крестного хода, ведущего к монастырю кармелитов. Остальные храмы Журавович «восстановила» на полотнах по рассказам жителей района. К примеру, 97-летняя Феня Алексейчева (ее не стало в прошлом году) в деталях описала, как выглядел тот, что находился в Антоновой Буде; Сергей Слукин рассказал о церквушке, некогда стоявшей в Малом Кудине; пожилая жительница деревни Эсьмоны Нина Устинович помогла воссоздать образ сельского храма, разрушенного в 1940-е годы... Кстати, старожилы, помнившие, какими были стены православных святынь, венчавшие их купола, внутренние дворики, и корректировали наброски Журавович — так сказать, восстанавливали историческую точность.


— 2022-й объявлен в Беларуси Годом исторической памяти. В вынесенных на обсуждение поправках в Основной Закон, а именно в статье 54, идет речь о том, что каждый должен беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Так совпало, что главной задумкой проекта «Возрождение», идею которого мне еще в 2019 году подсказал муж, как раз и было восстановление исторической памяти, — уточняет Лариса Журавович. — Так что этот цикл работ — наш с супругом семейный вклад в сохранение наследия. К сожалению, вид двух храмов из 18 восстановить мне не удалось. Но, надеюсь, глядя на запечатленные на моих полотнах храмы, современники проникнутся атмосферой начала ХХ века, ощутят свою причастность к происходящему, заинтересуются историей. Ведь история, традиции — это наши корни, то, что нас всех роднит и объединяет.

К слову, премию победительница республиканского конкурса планирует потратить на реализацию новых духовных и душевных проектов.

СПРАВКА «СГ»

Лариса Журавович — член Белорусского союза художников. Родилась в Белыничах. В 1990-е за серию цветных офортов «Осень. Земля и люди» на Всесоюзной выставке дипломных работ получила бронзовую медаль Академии художеств СССР. В 2016 году удостоена нагрудного знака «За ўклад у развiццё культуры Беларусi». Ее полотна хранятся в главных музеях и галереях страны, в частных коллекциях СНГ и дальнего зарубежья — Польши, Великобритании, Германии, Швейцарии, Австралии.

kislyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter