Пассажиров городского общественного транспорта можно разделить на две группы. Первая — зайцы, они терпеть не могут контролеров, их меньшинство. Вторая — обилеченные, они с пониманием относятся к проверкам, поскольку контролеры пополняют бюджет перевозчика, который, в свою очередь, лучше выполняет свои обязанности. А еще контролеры делают поездки комфортнее, ведь с появлением людей с бейджиками салон порой пустеет чуть ли не на треть. Однако любое благо может обернуться злом, если исполнять обязанности с особым рвением.
На днях ехал троллейбусом с работы. Зашла бригада контролеров, проверила оплату проезда и вышла на очередной остановке. Когда двери открылись на следующей, появилась еще одна троица с терминалами проверки билетов. Пассажиры переглянулись, но предъявили проездные — что поделаешь, бывает, когда на одной линии работают две бригады. Но когда еще через пару минут в салон бодро шагнул третий дуэт с бейджами, даже оплатившие проезд стали нервничать. В самом деле, пассажиров на пути троллейбус подбирал меньше, чем проверяющих, а лезть за проездным в сумку или карман каждые несколько минут надоедает. Впрочем, это еще не все. Через две остановки этот же самый троллейбус посетила… четвертая бригада контролеров. И вот тут-то терпение лопнуло. Проверяющих сперва подняли на смех, затем обозвали бездельниками, после чего те, смутившись, спешно покинули салон…
Разумеется, контролеры вряд ли виноваты во внезапно возникшем конфликте с пассажирами: они выполняли свои обязанности. Однако три из четырех ревизорских бригад в данном случае сработали вхолостую, настроив к тому же против себя вполне безобидных обладателей проездных документов. Может, контролеров в Минске слишком много? Нет, филиал «Агентство Минсктранс» вряд ли склонен набирать лишний персонал. К слову, по будним дням на маршруты для проверки оплаты проезда выходят более 120 контролерских бригад. И результатами их работы руководство явно довольно: в прошлом году сотрудники контрольно-ревизорской службы привлекли к ответственности более 150 тысяч безбилетников. Но все ли проверяющие готовы бесконечно держать в себе эмоции в процессе весьма нервной работы? Как выясняется, не все.
Пару месяцев назад начальник отдела кадров «Агентства Минсктранс» Анжела Трибуть в интервью ведомственному изданию «Транспортник столицы» призналась: в филиале трудятся около 330 контролеров, но в течение прошлого года на работу было принято 236 человек, а уволено 207. Текучка — будь здоров! Да, удается найти замену ушедшим: информация о приеме на работу размещается на интернет-сайтах, в СМИ, в транспорте, помогает участие в ярмарках вакансий и сотрудничество с учебными заведениями. Но удержанию кадров, думается, могла бы поспособствовать и более тщательная проработка маршрутов, графиков бригад контролеров.
А еще не помешало бы активизировать борьбу с зайцами-интернетчиками. В соцсети ВКонтакте, например, уже несколько лет успешно функционирует группа «Минсктранс. Мы знаем о контролерах все». В ней почти 25.000 участников. В режиме онлайн они выкладывают информацию о том, где в данную минуту работают проверяющие. Надо полагать, кое-кому эти сведения помогают проехать на халяву…