|
|
|
|
А это то, что нашли у активистов телеграм-каналов. |
Они готовы взрывать, поджигать, убивать
Силовики уже провели много обысков у участников групп с экстремистской повесткой из Telegram, говорит мне начальник главного управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией МВД полковник милиции Андрей Паршин: «Это те, кто готов к радикальным действиям. Готов взрывать, убивать, поджигать. Это, считай, боевики, которых объединяют под различными инициативами для совершения преступлений. Личности, состоявшие в таких телеграм-ресурсах, это потенциальная угроза для общества, национальной безопасности».Спонсоры неудавшегося «беломайдана» поняли, что уличные акции и массированная информационная атака ожидаемого эффекта не дали. Поэтому им нужны действия, триггеры, люди, способные пойти на преступление. Вот их и объединяют через разные проекты вроде мошеннического «плана Перамогi» или чата ОГСБ — того самого, где готовились диверсии и теракты, планировалось покушение на журналиста.
Работают такие площадки как одно целое. Все они требуют насилия, кровопролития. Призывают уничтожать правоохранителей вместе с семьями, «убивать их детей у них на глазах». Прилагают фото убитых в других странах людей и подпись: мол, так надо поступать. Вбивают в бестолковые головы мысль: «необходима самоорганизация, координация и максимально эффективные действия по свержению власти». И вот вам, говорят, уже готовая программа сопротивления, вот инструкции с «проверенными «коктейлями Молотова». А вот рекомендации по применению дымовых шашек, тактических рогаток, взрывпакетов, газовых баллончиков, мощных петард и лазерных указок, советы по подбору щитов, бронежилетов, касок, респираторов, защиты для рук и ног и т.д.
Там и про «дружины, которые должны сыграть ключевую роль в день Х». Желающим предлагалось пройти физподготовку. Проводились опросы: у кого есть огнестрельное оружие и кто готов его применить? Предлагалось прислать фото своих арбалетов, пневматики, «травматов», всего, что может нанести увечья. Да, и «обязательный этап становления» боевика — поджог, к примеру, киоска. Прилагались снимки выполненных «заданий». Успешно проявившие себя получали новую цель.
Из чатов в реальную жизнь
«Если радикалов оставить без внимания, то в скором времени они объединятся в организованные преступные группы и будут действовать методами террористов, — сказал офицер. — Отдельные личности уже перешли из чатов в реальную жизнь. Уже совершались нападения на людей, поджоги жилья и машин, блокировка автодорог и железнодорожного транспорта».Недавно был суд по делу 12 участников экстремистских телеграм-каналов. В обвинении — приготовление к беспорядкам и уничтожению, повреждению имущества обще-опасным способом. Роли распределены, планировалось орудовать на улице, устраивать атаки на общественные пункты охраны правопорядка ОВД, поджоги киосков, вооруженное сопротивление милиции. Группировка даже успела испытать «коктейли Молотова». В гараже фигурантов нашли револьверы, патроны, металлические арматуру, прутья и ежи, пневматические пистолеты и ружья, ножи, радиостанции, зажигательную смесь. 10 из 12 бандитов на момент задержания не работали, почти все ранее привлекались к ответственности. Среди уголовных статей — грабеж, хулиганство, насилие.
Опасные сетевые ресурсы полностью управляются из-за границы, из одного штаба и под руководством иностранных спецслужб. Они же контролируют финансирование, проводят в том числе обучающие семинары, где выступают профессиональные разведчики.«Мы видим, что в последнее время администраторы крупных деструктивных телеграм-каналов все больше переживают и оправдываются по поводу безопасности своих чат-ботов, предлагают новые инициативы, стараясь не потерять подписчиков и повысить уровень агрессии, — для находящихся за границей кураторов, говорит руководитель ГУБОПиК, это просто бизнес, единственный источник доходов. — Знаю, что некоторые проекты финансируются только до сентября, поэтому невероятные «бизнесмены» хотят их продления и выделения денег, в том числе на свое содержание».
Они вербуют белорусов и требуют действий, чтобы оправдывать свое нахождение за границей. Чтобы выжить и сохранить подписчиков, каналы публикуют «жесть», «разоблачения», якобы сливы уникальной информации, предлагают новые сомнительные инициативы. Те же игровые задания, где опасность, адреналин, чувство собственной значимости… Мол, ты этакий спаситель мира. А если не получилось, то — жертва, за которую как будто переживает весь мир. Так думали, к примеру, находящиеся под стражей Лосик, Тихановский и другие маргиналы. В общем, есть подписчики и отчеты — будет и финансирование. На крайний случай имеется план «Б»: часть подписчиков можно продать на черном интернет-рынке, слить ради собственной выгоды. Сегодня они поверили и зарегистрировались в чате, а завтра админ их продал.
Александр Лукашенко: «Впервые в нашей истории предоставляли в таком количестве факты, видео- и аудиоконтент разработанных мероприятий в СМИ. Все это привело к массовому выходу людей из чатов и Telegram-каналов. Многие пользователи зачистили свои публикации в социальных сетях и на интернет-ресурсах. Например, численность участников радикального Telegram-сообщества ОГСБ сократилась в пять раз».
Кто вами управляет?
И кого кураторы бросают на убой? Детей, их немало — еженедельно в сети сомнительных инициатив попадают по несколько несовершеннолетних. Здесь вопрос к родителям. Александр — местный администратор чата «карателей». Получал деньги за то, что публиковал данные милиционеров, призывал к радикальным действиям, к примеру, диверсии на железнодорожных путях. Отдельная категория — женщины. Есть среди «воинов» и многодетные матери, и декретницы. Которые вместо воспитания детей блокировали дороги, участвовали в «автокаруселях», призывали жечь, убивать, поджигали технику. Или, как недоучительница минской гимназии и подписчица экстремистских ресурсов Анастасия Крупенич, отсылали преступникам данные учеников, детей сотрудников милиции. Вот еще одно узколобое создание — Янина Сазанович, сбежала за границу и оттуда курирует преступный канал ЧКБ.
|
|
||
Кто управляет в чатах? |
По оперативной информации, та же «Перамога» не набрала и 30 процентов от желаемого числа подписчиков. А если не считать присутствия в чатах сотрудников ОВД и несовершеннолетних, то эти «проекты» выглядят совсем убого.
«Сейчас люди массово отписываются от таких ресурсов. Они видят, что нет ни перспектив, ни поддержки, — констатирует Андрей Паршин. — На белорусах просто делают деньги, не заботясь, что им придется отвечать за терроризм, пособничество в нем, участие в экстремистском формировании, разжигание социальной вражды, розни и так далее — в зависимости от содеянного».
Сами кураторы, как правило, не идут делать то, на что толкают подписчиков. А ведь и спрятавшихся за границей преступников рано или поздно свои же пустят в расход, сбросят балласт. Оперативникам они известны. Да, и если в дверь кого-то из местных радикалов еще не постучали борцы с оргпреступностью, значит, пока так надо и продолжение последует. В раскаяние этих типов после задержания я не верю. Они осознанно шли на преступления и были готовы их совершать.
«Мы призываем граждан не нарушать, жить нормальной жизнью. Сегодня, кстати, много информации поступает к нам через чат-бот телеграм-канала ГУБОП. Спасибо неравнодушным людям за участие и слова поддержки в адрес сотрудников», — заключил полковник милиции.